Великая депрессия 1929 – 1933 годов и новый курс Ф.Д. Рузвельта

Лекция 17. Новейшая история государства и права США

 

1. Великая депрессия 1929 – 1933 годов и новый курс Ф.Д. Рузвельта.

2. Изменения в государственном строе и законодательстве США.

3. Антидемократическое законодательство периода «Холодной войны» и расовой дискриминации.

 

Конец XIX – начало XX веков характеризуется как высшая стадия капитализма, как период становления государственно-монополистического капитализма, когда представители олигархии проникают в государственный аппарат с целью оказания влияния на политику в своих интересах.

События 1917 года в России оказали огромное влияние на весь мир. Развитые капиталистические страны, пытаясь избежать подобных событий в своих странах, стали искать пути решения этих проблем, что привело к их разделению на 2 группы: 1-я пошла по пути сохранения режима буржуазной демократии (Англия, США, Франция, Бельгия и др.), а 2-я видела спасение в установлении фашизма (Италия, Германия и др.).

В развитии государств 1-й группы наметились сходные тенденции:

падение роли парламента;

перерождение роли ответственного правительства;

необеспеченность и неопределенность прав граждан;

вмешательство в дела судебного ведомства;

распространение делегированного законодательства.

 

К началу ХХ в. США становится крупнейшей мировой державой с собственной колониальной империей. Благодаря чрезвычайным природным, демографическим, внешнеполитическим условиям, а также предприимчивости народа, они выходят на 1-е место в мире по основным экономическим показателям. За счет эмигрантов многократно увеличилось население страны. Мировые войны фактически не затронули ее территории. Из этих войн США выходила еще более окрепшей как в экономическом, так и военном отношении.

После 1-й мировой войны США из страны должника превратилась в страну кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX в. господство в экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям, которые присваивали большую часть национального дохода. Рациональная интенсификация труда в условиях начавшейся с середины 50-х гг. научно-технической революции позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права. Это повлияло на развитие американской государственности, которое носило главным образом фактический характер и не имело основ конституционной структуры. Развитие этого периода определяется несколькими тенденциями, которые взаимно дополняют и уравновешивают друг друга.

Первое послевоенное десятилетие стало периодом относительной стабильности и благополучия, наблюдался высокий рост таких перспективных отраслей, как автомобильная, радиотехническая и химическая промышленность. Генри Форд наладил конвейерный выпуск автомобилей под лозунгом «каждому американцу по автомобилю» (в 1929 году один автомобиль приходился на 4,5 жителя). Потомки знаменитого финансиста времен Французской революции Дюпонаде Немура в 30-е годы изобрели неопрен и нейлон. Однако с 1929 по 1932 годы наступил тяжелейший спад производства, который принял глобальные масштабы: число безработных в промышленных странах, в том числе и в США, составило от 1/5 до 1/3 всех работоспособных. Этот кризис получил наименование Великой депрессии.

В ХХ веке появились новые направления в деятельности американского государства. Это регулирование экономики и социальных отношений, необходимость в которой была окончательно осознана в 30-е гг., в период экономического кризиса. В США промышленное производство понизилось до 6 %, национальный доход сократился до 48 %, обанкротилось до 40 % всех банков, лишивших миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек лишились работы. Правительство президента Гувера фактически ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась; голодные походы, демонстрации и другие формы протеста следовали один за другим. В этих условиях на очередных президентских выборах 1932 года победил Франклин Делано Рузвельт (1882 - 1945 годы), кандидат от демократической партии. Он выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс», который проводился почти одновременно в важнейших областях экономических и социальных отношений.

Для стабилизации денежной системы: был запрещен вывоз золота за границу; проведена девальвация доллара; укрупнена банковская система; крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.

Оздоровление промышленности было возложено на «Национальную администрацию восстановления промышленности» (английская аббревиатура – НИРА). В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой стала регулироваться нормативными актами – так называемыми «кодексами честной конкуренции», определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и некоторые др.

Для сельского хозяйства была учреждена Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании закона об улучшении положения в с/хозяйстве от 12 мая 1933 года регулировала цены на продукцию сельского хозяйства и доводила их до уровня 1909 - 1914 годов путем оплачиваемого регулируемого сокращения посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня обеспечивающих рентабельность средних и даже мелких ферм и тем предотвратить их разорение).

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство по осуществлению этих мер возлагалось на «Федеральную администрацию чрезвычайной помощи», а затем на «Администрацию развития общественных работ». Безработных направляли в специальные организации («Трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д.

Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта оказались.

В тот же период наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства. До этого оно носило по существу фрагментарный характер, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем рассматривались судами на основе общих принципов обязательного права. Предпринимателям запрещалось заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюзы.

В 1935 году был принят закон Вагнера, способствуюший развитию трудового законодательства. Впервые в общефедеральном масштабе легализировалась деятельность профсоюзов. Было запрещено уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках. Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договора и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах (принцип «закрытого цеха»). Признавалось право на забастовки если нарушались предписания закона. Для контроля за его выполнением создавалось Национальное управление по трудовым отношениям, руководящий состав которого назначался президентом с одобрения сената. В 1935 году был принят закон «О социальном обеспечении» и создано Управление по социальному страхованию. Пенсии по старости стали выплачиваться гражданам США, отвечающим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста. Для формирования пенсионного фонда, в дополнение к другим налогам, устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налогооблажениям вводился налог в размере 1% с общей суммы выплаченной им зарплаты.

В 1938 году принимается закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

В итоге «Новый курс» способствовал смягчению проявлений кризиса.

 

2. Изменения в государственном строе и законодательстве США

 

С 20-х годов наметились прогрессивные тенденции, в т.ч. в дальнейшей демократизации избирательной системы. В 1920 году женщинам было предоставлено право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (19-я поправка к конституции). В 1961 году избиратели столичного округа Колумбии получили право участвовать в выборах президента и вице-президента (22-я поправка к конституции). В 1962 году признается необходимость изменения избирательных округов с тем, чтобы в каждом из них было приблизительно равное число избирателей. В 1964 году запрещается ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты ими налогов, включая налог по выборам (24-я поправка). В 1971 году избирательные права предоставляются всем гражданам, достигшим 18-летнего возраста (26-я поправка к конституции). На основе общефедерального законодательства демократизировались избирательные законы и в отдельных штатах. Проведенные преобразования сделали избирательное право в основном равным и всеобщим. Наметились успехи и в области выравнивая гражданских прав других рас. В 60 - 70 годах принимаются законы против расовой дискриминации в сфере образования, бытового обслуживания, трудовой деятельности.

Другая тенденция связана с рассредоточением источников формирования государственной политики. В этой области большую роль начинают играть различные предпринимательские союзы и другие подобные им ассоциации, известные как «группы давления».

В середине ХХ века их насчитывалось более 3 тыс., а затем наметилось уменьшение их количества, главным образом за счет соответствующего укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников (НАП - объединяет около 70% промышленных компаний) и Торговая палата. Эти объединения выполняют как экономические, так и политические функции. С помощью высококвалифицированных специалистов составляются прогнозы предстоящего экономического и социально-политического развития и на их основе эти объединения подготавливают различные рекомендации и фактически основные тезисы будущих законопроектов, которые затем направляются президенту, конгрессу, властям штатов. Эти документы, разумеется не являются обязательными, но их требования в политике учитывают. Крупнейшие финансово-промышленные объединения приумножают и другие каналы воздействия на правительство, включая, в частности партийный аппарат.

Третья важная тенденция связана с централизацией государственной власти. В настоящее время этот процесс приобрел более завуалированные формы. Штаты противодействуют этой тенденции, но ее значение возрастает. Важнейшим проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной власти во главе с президентом. Неуклонное расширение и умножение исполнительных функций государства явилось одной из важных причин создания весьма разветвленного аппарата, состоящего из наемных служащих-профессионалов. В этот период в США действовали по меньшей мере 3 типа государственных учреждений:

1. Департаменты, возглавляющие отдельные отрасли управления.

2. Национальные агенства – учреждения, близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых.

3. Многочисленные и разнообразные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые на время для выполнения определенных задач, подчас имеющих жизненно важное значение для страны.

Существенным стал вопрос о порядке назначения высших должностных лиц. В соответствии с конституцией, президент после предварительного согласия сената может назначать глав департаментов, послов и некоторых других высших должностных лиц. Назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом. Замещение всех второстепенных постов президент проводит самостоятельно. На практике роль президента в этом процессе является более значительной. Еще в ХIХ веке установилось деление аппарата управления на «гражданскую службу» (несменяемые чиновники-профессионалы) и «правительственную службу» (высшие должностные лица, назначаемые вновь пришедшим к власти президентом и уходящим со своих постов вместе с ним). Эти лица несут ответственность только перед президентом. Однако развитию государственного управления были присущи и другие черты. Государственные службы, сконструированные таким образом, оказались вне действительного государственно-правового контроля что способствовало росту коррупции, некомпетентности, злоупотреблению властью. Это привело к тому, что конгресс занялся его реформированием. По закону «О гражданской службе» (1883 год) предусматривались открытые конкурсы-экзамены на замещение государственных должностей, запрещение увольнения по политическим мотивам. В стране не сложилось единой государственной службы, т.к. каждый штат имеет свой государственный аппарат управления, но это не означает его фактической разобщенности. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему в немалой степени способствуют находящиеся в их распоряжении различные средства давления, в том числе и финансовые. Т.о. централизация оказалась неразрывно связанной с усилением исполнительной власти во главе с президентом.

Вместе с тем, усиление исполнительной власти не означает чрезмерной подмены ею других властей. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном в системе сдержек и противовесов. В этом качестве особое значение имеют финансово-бюджетные права конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждения сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента. Централизации государственной власти проявляется в расширении границ законодательной деятельности и в усилении контроля со стороны федеральной администрации над административной деятельностью штатов за счет их финансовой зависимости от центра (1/3 бюджетов штатов составляют федеральные субсидии).

Вместе с тем, с тенденцией централизации государственной власти по вертикали (от штатов – к федерации) в США четко обозначилась и другая – концентрация государственной власти по горизонтали. Президент выступает не только как глава государства, глава правительства, лидер одной из двух крупнейших буржуазных партий, главнокомандующий, ведущий дипломат страны, но и как главное лицо, ответственное за управление страной в период кризисов, а также в качестве «арбитра» в регулировании отношений федерации и штатов и ведущего координатора экономической и социальной политики США. Значительно возросли военные полномочия президента как главнокомандующего, который без объявления конгрессом может начать военные действия, если нападение было совершено на одного из союзников США по военным блокам (в 1950 году была начата война в Корее, в 1965 году – во Вьетнаме, на территории Лаоса и Камбоджи, военная экспансия Гренады). До настоящего времени США более 200 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, и только в 5 случаях войну объявлял Конгресс.

Укрепление исполнительного аппарата является закономерным явлением государственно-монополистического капитализма, связанным с расширением функций буржуазного государства в экономике, социальной сфере, науке и технике. Президент сам назначает около 1,5 тыс. федеральных должностных лиц.

Наряду с кабинетом с 1939 г. стал складываться особый административный аппарат при президенте - Исполнительное управление президента (ИУП), который должен был обеспечить большую оперативность и эффективность действий президента в сфере государственного регулирования экономикой (в 1939 г. 70 сотрудников, в н.в. 1700 человек). Этот аппарат имеет трехступенчатую структуру, куда входят сам президент, аппарат Белого дома и аппарат Совета Национальной безопасности. СНБ (создан в 1947 г.) предназначен для координации действий всех ведомств, занятых разработкой внешнеполитических проблем. Высшее руководство деятельностью СНБ осуществляет президент и помощник президента по национальной безопасности. Рекомендации и советы президенту по конкретным вопросам внутренней и внешней политики вырабатываются в региональных и других отделах (отделы России и СНГ, восточно-европейских стран Западной Европы, Африки, Латинской Америки, Азии, Ближнего Востока).

Бюрократизация государственного аппарата была неразрывно связана с его милитаризацией. Верхушка военно-государственного аппарата - Пентагон, олицетворяет и представляет одно из самых крупнейших и влиятельных ведомств в государственном механизме США. С 1973 года предусмотрен добровольный принцип формирования армии. Кроме Пентагона все большее число государственных ведомств стало работать на военные цели (министерство энергетики, национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), министерство иностранных дел, торговли, правоохранительные органы и таможенная служба и др.).

Особенность системы полицейских органов США обусловлена главным образом федеральным устройством страны. Структура и компетенция этих органов различны в отдельных штатах и городах США (действует около 40 тыс. полицейских органов со своими правами и институтами).

Наиболее важным звеном системы правоохранительных органов наряду с судебной системой является атторнейская служба, состоящая из федеральных, штатных и местных учреждений исполнительной власти, наделенных правомочиями от имени государства возбуждать уголовные дела, расследовать нарушения законов, поддерживать обвинение в стране, привлекать правонарушителей к уголовной ответственности. Их отличие от европейских прокурорских органов состоит в том, что они не имеют надзорных за законностью функций, играют особую политическую роль в американском обществе, не имеют строгой иерархической соподчиненности – местные атторнейские органы не подчинены органам штатов, штатные – федеральным.

Главу службы – генерального атторнея – президент назначает с согласия сената, который при отборе кандидата на эту высокую должность руководствуется прежде всего соображениями партийной политики. Генеральный атторней выступает в качестве главы целой системы федеральных органов, осуществляющих следственные, разведывательные, сыскные, прокурорские и другие функции, и в качестве правительственного юрисконсульта, политического советника президента. В его ведении находятся тюрьмы, дела иммигрантов, борьба с наркотиками и пр. На федеральном уровне атторнейская служба является строго централизованным аппаратом. Генеральный атторней руководит министерством юстиции США и своими представителями в федеральных судебных округах – атторнеями и маршалами. Маршалы призваны исполнять все приказы и распоряжения федеральных судов. Они руководят и специальными полицейскими формированиями, которые используются для обеспечения порядка при чрезвычайных обстоятельствах. Общая тенденция развития: централизация полицейских органов, сосредоточение власти в руках генерального атторнея, усложнение структуры этих органов.

В министерстве юстиции США более половины сотрудников (всего 500 тыс. человек) связаны со следствием и оперативно-розыскной работой, сосредоточенной в таких крупнейших подразделениях как: Федеральное бюро расследования (1935 год); служба эмиграции и натурализации (СИН – для контроля за лояльностью эмигрантов); Администрация по применению закона о наркотиках (АПЗН); Отдел внутренней безопасности министерства юстиции (1954 год) для борьбы с коммунистической угрозой и шпионажем.

Формально ФБР призвано вести следствия по преступлениям, предусмотренным федеральным законодательством. В сущности ФБР является органом тайного политического сыска. В 1949 году положение ФБР как центра политического сыска было закреплено путем предоставления его руководителю функций межведомственной координации всей деятельности по обеспечению внутренней безопасности, включая операции разведывательных служб армии, авиации и военно-морского флота.

Основным звеном разведывательного сообщества США является Центральное разведывательное управление (создано в 1947 году). В 1981 году на основании президентского приказа № 12333 ЦРУ получило возможность легально заниматься слежкой за гражданскими органами США, чем фактически было ликвидировано разграничение сфер деятельности ФБР и ЦРУ. До 1989 года директор ЦРУ входил в кабинет в министерском ранге.

Формально над ЦРУ стоят такие органы правительственного контроля, как Консультативный совет президента по внешней разведке (КСПВР) и комитеты по разведке в Палате представителей и в Сенате, которые зачастую даже не ставятся в известность о тайных операциях ЦРУ.

3. Антидемократическое законодательство периода «Холодной войны»