Лекция 16. Государство и право современной Германии-ФРГ

Конституции 1946 и 1958 гг., реформа 1962 г., государственный строй и политический режим Четвертой и Пятой республики

В 1945 г. закончилась Вторая мировая война. В этот период – период временного правительства во Франции началась глубокая перестройка политической системы, включавшая социально-экономические реформы и перегруппировку основных партийных и политических сил. Временное правительство осуществило часть программы Национального совета сопротивления: национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности; реформировало систему социального обеспечения; восстановило демократические свободы. Центральное место во внутриполитической жизни страны занимал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции. В ходе референдума (18 млн. человек), прошедшего в октябре 1946 г. была принята новая конституция и одновременно с ней образовалась IV республика.

Новая конституция Франции закрепила основные принципы демократического общества и государства: равноправие мужчин и женщин; право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности; право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями; право на всеобщее бесплатное светское образование; провозглашался широкий круг политических свобод и прав.

По форме правления Франция была парламентской республикой. Парламент состоял из 2-х палат: Совета республики и Национального собрания. Совет республики (верхняя палата) обладал в основном консультативными функциями, избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Национальное собрание (нижняя палата) провозглашалось единственным законодательным органом страны и формировалось демократическим путем – на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, по системе пропорционального представительства. Ему вменялись следующие права: законодательная инициатива в финансовых вопросах; ратификация и денонсация важнейших международных договоров, объявление войны; утверждение большинством голосов состава нового правительства.

По Конституции 1946 г. главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет.

Исполнительная власть вручалась правительству (совету министров) во главе с его председателем. Совет министров назначался декретом президента только после вынесения вотума доверия Национальным собранием.

Для руководства судами был создан Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. В него входили министр юстиции, 6 членов избираемых Национальным собранием, 4 представителя судебного ведомства. Полномочия совета: ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

В 1947 г. произошел распад трехсторонней коалиции (коммунистов, социалистов и радикалов), а в 1948 - 1951 гг. произошло восстановление мажоритарной избирательной системы, широкое распространение получила практика делегированного законодательства.

Очередное обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению IV республики и образованию в 1958 г. Пятой республикой.

Непосредственным поводом для изменения конституции IV республики (наиболее демократическая в истории Франции) послужил фашистский мятеж в Алжире – французской колонии, а также угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии в Национальном собрании проголосовали за передачу всей полноты власти генералу де Голлю. В октябре 1958 г. Конституция V Республики вступила в силу.

По Конституции 1958 г. президент обеспечивал нормальное функционирование государственных органов, преемственность государства (ст. 5) и никем не контролировался. Он имел следующие права: назначал главу правительства, а по его предложению – остальных членов кабинета и принимал их отставку; председательствовал на заседаниях правительства и Комитета национальной обороны, в Высшем совете магистратуры; подписывал обсужденные в совете министров нормативные акты правительства; обладал полномочиями главнокомандующего вооруженными силами; назначал на высшие гражданские и военные должности; имел широкие полномочия в области законодательства, в частности – правом издания ордонансов, имеющих силу закона; мог распустить нижнюю палату парламента после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст.12); принимал чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда независимость Нации, целостность ее территории оказывались под серьезной угрозой.

Второе место в государственном механизме Пятой республики занимало правительство, которое определяло и осуществляло политику Нации, распоряжалось административной властью и вооруженными силами. Премьер-министр руководил деятельностью правительства, нес ответственность за оборону страны, обеспечивал исполнение законов, издавал нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначал на военные и гражданские должности.

По Конституции 1958 г. парламент Французской Республики был двухпалатным.

Верхняя палата – Сенат (321 человек, в том числе 34 женщины). Срок полномочия 9 лет (с обновлением трети состава каждые 3 г.). Сенат обеспечивает представительство территориальных единиц республики и французов, проживающих за пределами Франции, и избирается коллегиями выборщиков.

Нижняя палата – Национальное собрание (577 человек, в том числе 55 женщин). Срок полномочия 5 лет, выборы проводятся на основе пропорциональной избирательной системы прямым голосованием.

Парламент представлен различными политическими партиями: Социалистическая партия, Объединение в поддержку республики, Союз за французскую демократию, Французская коммунистическая партия, левая радикальная партия, Движение реформаторов, Движение граждан, «Зеленые», Радикальная партия и другие.

Сенат и Национальное собрание практически равноправны, очередные сессии парламента – 2 раза в год. Каждая палата создает по 6 постоянных комиссий.

Конституционный совет – орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе 9 человек назначаемых на 9 лет: три члена совета назначаются президентом, три – председателем Сената и три – председателем Национального собрания. Все законы до промульгации (от лат. promulqatio – публичное объявление – официальная публикация, обнародование какого-либо закона) их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного Совета, который дает заключение о соответствии их Конституции. Если тот или иной акт противоречит Конституции Конституционный совет вправе отменить его.

По Конституционной реформе 1962 г. власть президента еще более увеличивалась, т.к. его избрание предусматривалось всеобщим голосованием, а не коллегией выборщиков.

Характеризуя политический режим V республики, можно отметить:

- полную зависимость премьер-министра и правительства от воли президента, фактическая ответственность правительства перед главой государства;

- сосредоточение всей правительственной власти в руках президента (де Голль председательствовал на заседаниях совета министров, хотя имелся премьер, назначал министров и смещал их по своей воле, принимал решения независимо от того, согласны с ним министры или не согласны);

- зависимость судов от правительства и чиновников (правительство создает по своей воле чрезвычайные суды, назначает на судебные должности);

- создание избирательной системы, которая прямо благоприятствует правительственным партиям и мешающей оппозиции;

- дальнейшую централизацию судебно-полицейского аппарата (созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов).

Политические события 80 - 90-х годов показали, что во Франции наступила стабилизация конституционного строя на базе парламентской системы при сохранении за президентом обширных полномочий.

 

1. Германия после первой мировой войны.

2. Послевоенное развитие Германии.