Конституция 1875 г., государственный строй и политический режим

Лекция 15. Развитие государства и права современной Франции

1. Конституция 1875 г., государственный строй и политический режим Третьей республики.

2. Конституции 1946 и 1958 гг., реформа 1962 г., государственный строй и политический режим Четвертой и Пятой республики.

 

Франция завершила Первую мировую войну в числе стран победительниц. Высокими темпами развивались оборонные отрасли промышленности, важную роль в экономике продолжало играть сельское хозяйство.

Вместе с тем Первая мировая война подорвала позиции финансового капитала на мировом рынке, Франция из страны-кредитора превратилась в страну должника.

Несмотря на сложное, подчас критическое внутриполитическое положение, в стране продолжала действовать конституция 1875 года, самая долговечная конституция из всех принятых ранее. Объективно этому способствовало особенность ее содержания.

 

Третьей республики

В 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности, в старом виде создавалась и полицейская система.

Франция представляла собой республику без республиканцев, так как в Национальном собрании большинство мест принадлежало монархистам и консерваторам (первые президенты Тьер и сменивший его в 1873 г. Мак-Магон были монархистами).

Осуществляя государственное руководство в Третьей республике, монархисты из-за внутренних разногласий в своем лагере и изменений в политическом сознании французского общества не смогли на этот раз сокрушить республиканский строй. Республиканская форма правления открывала большие возможности для укрепления связей государства с гражданским обществом и усиления влияния различных фракций буржуазии на политическую жизнь.

В этих условиях в 1875 г. Учредительное собрание приняло конституцию Третьей республики, согласно которой во Франции утверждался республиканский строй. В Конституции 1875 г. не было Декларации или вводной части, в которой излагаются принципы государственной власти, перечень прав и свобод граждан. Она была полностью посвящена организации высших государственных учреждений и складывалась из трех законов, отличавшихся необычайной краткостью (всего 34 статьи):

- Об организации Сената (24 февраля 1875 г.);

- Об организации государственной власти (25 февраля 1875 г.);

- Об отношениях между государственными властями (16 июля 1875 г.).

Согласно Конституции 1875 г. законодательная власть принадлежала Национальному собранию, которое состояло из двух палат: Сената и Палаты депутатов. Сенат насчитывал 300 депутатов, из которых 75 назначались пожизненно, а 225 – выборным путем и избирались сроком на 9 лет с обновлением через каждые 3 года на 1/3. Сенатором мог стать человек не моложе 40 лет. В 1884 г. институт пожизненных сенаторов был упразднен. Палата депутатов состояла из 600 членов, избиравшихся на 4 года. Избирательная система характеризовалась следующими признаками: выборы не были всеобщими; возрастной ценз определялся в 21 год; право голоса не имели военные, находящиеся на действительной службе и женщины; выборы были тайными, формально равными и прямыми.

Исполнительная власть была у президента и министров. Президента избирало Национальное собрание абсолютным большинством голосов сроком на 7 лет. Полномочия президента: руководил всей текущей государственной политикой; назначал министров; председательствовал в Совете министров; имел право законодательной инициативы, закрыть сессию по происшествии 5 месяцев со времени ее созыва, с согласия Сената распустить Палату депутатов.

Победа в первой мировой войне позволила Франции возвратить промышленные Эльзас и Лотарингию, получить львиную долю бывших германских колоний, захватить Сирию и Ливан на Ближнем Востоке, получить репарации (возмещение причиненного ущерба) в виде ценностей, промышленных товарах, кораблях и т.д. Французская буржуазия оказалась в огромном выигрыше. Война способствовала развитию промышленности, дальнейшей ее концентрации, новому усилению банковских групп, но большая половина населения была по-прежнему занята в сельском хозяйстве (в 1930 г составляло более 40% от общего объема производства).

После Первой мировой войны в государственном механизме произошли изменения: возрастает роль правительства и его главы; относительно падает роль парламента; растет бюрократический и полицейский аппарат. К правительству перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни.

В 1919 г. был принят закон о введении элементов пропорционального представительства (список кандидатов партии, получившей более половины голосов, проходил полностью; если менее, то депутатские места распределялись между партиями в зависимости от количества собранных голосов).

В начале 30-х годов, с углублением экономического кризиса и обострением противоречий, во Франции возросла активность крайне правых организаций фашистского толка («Боевые кресты», «Аксьон франсэз»).

Усиление реакционных тенденций в политической жизни страны привело в 1936 г. к объединению антифашистских сил, получившему название Народного фронта. В него вошли три партии: коммунистическая, социалистическая и радикалов, а также более 40 различных демократических организаций.

Правительство Народного фронта осуществило следующие меры:

- фашистские организации были распущены, их военные склады ликвидированы (как потом оказалось, только отчасти);

- ряд отраслей военной промышленности были переданы в собственность государства с целью ослабления давление военных концернов на правительство;

- узаконена 40-часовая рабочая неделя, повышена заработная плата рабочих (на 7-15 %), введены оплачиваемые отпуска (двухнедельные);

- были узаконены государством и предпринимателями коллективные договоры, порядок их заключения демократизирован, на предприятиях вводились рабочие комитеты;

- массовые закупки сельскохозяйственных продуктов производились по твердым ценам, ремесленники получили дешевый кредит.

В сентябре 1939 г. правительство без согласия парламента объявило войну Германии. Вторая мировая война и поражение Франции в июне 1940 г. вызвали падение III Республики. 22 июня 1940 г. последний премьер III Республики маршал Петэн подписал акт о капитуляции Франции и прекращении военных действий против Германии. Результатом деятельности правительства Петэна стала ликвидация свободы слова и печати, упразднение политических партий, роспуск профсоюзов, запрет забастовок и стачек, т.к. само правительство держалось на гитлеровских штыках.

В 1941 г. был создан Национальный французский комитет (патриотическое правительство) во главе с генералом де Голлем, который в 1944 г. был переименован во Временное правительство Французской республики. Это правительство было единственно признанным всеми социальными слоями и силами движения Сопротивления.