Первые конституции североамериканских штатов

После провозглашения независимости каждая колония стала в принципе самостоятельным государством (штатом). Вскоре почти все штаты выработали и приняли новые писаные конституции. Составными частями преамбула конституций являлись билли о правах, или декларации прав, которые содержали перечисление буржуазно-демократических прав и свобод, а также гарантий неприкосновенности личности (свобода совести, свобода печати, право на скорый и беспристрастный суд присяжных, право на то, чтобы не давать показаний против самого себя).

Несмотря на то, что конституции провозглашали принцип народного суверенитета, на деле они учреждали цензовый политический строй, при котором избирательными правами пользовались только небольшая группа собственников.

Все конституции штатов предусматривали республиканскую форму правления. Законодательные органы, за исключением Пенсильвании, были двухпалатными. Исполнительная власть вручалась либо губернатору, либо совету, глава которого именовался президентом.

Одновременно с разработкой проекта декларации независимости специальная комиссия Континентального конгресса разрабатывала проект конституции «Объединенных колоний», который был представлен конгрессу 12 июля 1776 года, а утвержден им в 1777 году. Однако этот документ, именовавшийся «Статьи конфедерации и вечного союза», вступил в силу только 1 марта 1781 года после утверждения его всеми штатами.

«Статьи конфедерации» являлись скорее международно-правовым договором об образовании союза 13 независимых государств – конфедерации, созданной для «общей обороны, обеспечения своих свобод, а также взаимного и общего благосостояния». Каждое государство (штат) сохраняло свой суверенитет во внутренних и внешних делах. Члены конфедерации обязывались оказывать друг другу помощь в случае любого рода посягательства на одного из ее членов.

Для руководства общими делами конфедерации (объявление войны и заключение мира, международных договоров, назначение и прием послов, установление правил чеканки монеты, создание общеконфедеральных вооруженных сил и др.) учреждался однопалатный конгресс из делегации (2 - 7 чел.) выбираемых законодательными органами штатов. Каждая делегация в конгрессе имела один голос. В период между сессиями конгресса его полномочия должен был осуществлять «комитет штатов» состоящий из делегатов от каждого члена конфедерации.

Полномочия конфедеральных органов были весьма ограничены не только по объему, но и по способу осуществления. Эти органы не могли принимать решения по важнейшим вопросам без согласия большинства (9 членов конфедерации). Они не имели права, да и не были в состоянии принуждать членов конфедерации к выполнению принятых решений. В их руках не было собственных финансовых средств, ибо они не могли устанавливать и собирать налоги.

Конгресс после победоносного завершения войны за независимость принял знаменитые Северо-Западные ордонансы 1784, 1785, 1787 годов, которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.

Конфедерация со слабым правительством не отвечали потребностям развития капитализма, нуждавшегося в сильной центральной власти, способной преодолеть политическую и экономическую разобщенность отдельных штатов, осуществить централизованное руководство внешней торговли и торговли между штатами, проведение единой таможенной политики и т.п. Создание такого правительства диктовалось также и внешнеполитическими соображениями – необходимость повышения международного авторитета нового государства.

Решение этого вопроса ускорилось обострением классовой борьбы в штатах после окончания войны за независимость. Широкие народные массы ничего не получили от победы над Англией и внутренней контрреволюцией. Значительная часть мелких фермеров оказалась в долговой кабале у ростовщиков. Тюрьмы были переполнены должниками, земли фермеров продавались за долги и т.п.

В нескольких штатах вспыхнули восстания, наиболее сильным из которых было восстание бедноты под руководством Даниэля Шейса в штате Массачусетс (1786 - 1787 годов). Эти восстания, подавленные с большим трудом, показали господствующим классам необходимость создания сильного центрального правительства, способного держать массы в узде.

В этих условиях в 1787 году в Филадельфии собрался конвент, которому было поручено внести поправки и необходимые изменения в «Статьи конфедерации», чтобы они могли «удовлетворять требованиям управления и охранять существование союза». Делегаты конвента были избраны законодательными органами штатов, представлявшими всего лишь 120 тысяч человек из трехмиллионного населения страны. Этот конвент состоял из земельных спекулянтов, купцов, ростовщиков и плантаторов-рабовладельцев. В нем не было ни одного фермера, ни одного рабочего.

В тайне от народа конвент разработал и принял конституцию, основной идеей которой являлось создание сильной центральной власти.

Конституция (всего 7 статей) исходила из создания единого союзного государства – федерации. Сохранив широкую автономию при решении своих внутренних вопросов, члены федерации (штаты) передавали решение общих вопросов центральным органам федерации. К ведению федерации относилось: устанавливать и взимать пошлины и налоги, чеканить монету, делать займы, регулировать внутреннюю (между штатами) и внешнюю торговлю, учреждать суды, объявлять войну, заключать мир, набирать и содержать армию и флот, ведать внешними сношениями. Под впечатлением восстаний, имевших место перед принятием конституции, ее создатели предоставили федеральной власти право подавлять в штатах внутренние беспорядки и мятежи.

Конституция не содержала перечня прав, сохраняемых за штатами, констатируя лишь то, чего штаты не вправе делать: заключать международные договоры, вступать в конфедерацию или любой другой союз, чеканить монету и выпускать кредитные бумаги, жаловать дворянские титулы и прочее, а также отменять республиканскую форму правления.

В результате за штатами сохранились довольно широкие права, в том числе издание законов по всем вопросам, которые не отнесены к компетенции федерации. Штаты вправе также принимать и изменять собственные конституции. Они сохранили свою судебную систему и вооруженные силы (милицию).

Конституция США установила республиканскую форму правления, основанную на теории разделения властей. Законодательная власть вверялась Конгрессу, состоящему из двух палат: палаты представителей (избиралась сроком на два года путем прямых выборов) и сената. Сенат избирался законодательными органами штатов и этот порядок сохранялся до 1913 года, когда сенаторы стали избираться самим населением штатов путем прямых выборов (17-я поправка к конституции) сроком на шесть лет с обновлением состава сената на 1/3 каждые два года. Законопроект, принятый одной палатой, нуждается в одобрении другой. Конгресс США вправе издавать законы по всем вопросам, отнесенным к ведению федерации.

Конституция США предусматривала создание сильной исполнительной власти, которая вверялась президенту, избираемому на четыре года путем косвенных выборов (через коллегию выборщиков, избираемую непосредственно избирателями по штатам). Он мог быть переизбран, но первый президент США Д. Вашингтон положил начало прецеденту: ни один президент не должен избираться более двух сроков подряд.

Особенность положения президента США заключается в том, что он является одновременно главой государства и главой правительства, концентрируя в своих руках огромные полномочия, какими в ХVIII веке уже обладал английский король. Президент назначает всех высших федеральных должностных лиц (включая министров, которые ответственны только перед ним), послов, консулов и членов Верховного суда США; он является главнокомандующим армией и флотом США, заключает международные договоры, обладает правом помилования и т.д.

Взаимоотношения между Конгрессом и президентом США определяются по конституции следующим образом:

1. Президент должен периодически информировать Конгресс о положении дел в стране и предлагать все меры, которые «сочтет необходимыми и полезными»;

2. Он может собирать чрезвычайные сессии Конгресса;

3. Президент имеет право использовать вето против законопроекта, принятого Конгрессом, и это вето может быть преодолено только повторным одобрением законопроекта обеими палатами Конгресса большинством в 2/3 голосов в каждой палате.

Судебную власть от имени федерации осуществляли Верховный суд США и нижестоящие суды, создание которых конституцией было отнесено к компетенции Конгресса США. На первой же сессии Конгресса, избранного в соответствии с конституцией, был принят закон о судоустройстве 1789 года, учредивший систему федеральных судов, действующую с некоторыми изменениями до настоящего времени. Было создано три категории федеральных судов – районные, окружные и Верховный суд США. Члены Верховного суда назначаются президентом с согласия сената пожизненно. Конституция относит к компетенции федеральных судов дела, связанные с применением конституции, федеральных законов и международных договоров; споры между штатами; споры, в которых одной из сторон являются США.

Вскоре после принятия конституции Верховный суд США с молчаливого согласия правящих кругов страны присвоил себе право толковать ее и объявлять недействительными законы федерации и штатов, если они, по мнению суда, противоречат конституции. Начало практики проверки конституционности законов было положено в 1803 году в деле, слушавшемся под председательством известного судьи Маршалла. Толкование конституции и проверка конституционности того или иного законодательного акта осуществляются Верховным судом США в ходе рассмотрения конкретных судебных дел. Поскольку в праве США существует доктрина судебного прецедента, то указание Верховного суда США на неконституционность того или иного законодательного акта является обязательным для нижестоящих судов. Неприменяемый судами, объявленный неконституционным закон становится недействительным (голое право).

«Отцы конституции», члены филадельфийского конвента, не только провели принцип разделения властей, но и дополнили его системой «сдержек и противовесов», которая в условиях США должна была ограничивать орган народного представительства – палату представителей. Каждый из федеральных органов власти получил возможность «противодействовать» другим органам. Палата представителей не может принять закон без согласия сената. Президент получил право накладывать вето на законопроект, принятый Конгрессом. Если же законопроект становится законом, то Верховный суд все же может объявить его неконституционным. Для назначения высших должностных лиц федерации и федеральных судей, как и для заключения международных договоров, их президент нуждается в согласии сената. Кроме того, конституция наделила Конгресс США правом судебного преследования федеральных должностных лиц, вплоть до президента, в порядке так называемого импичмента: преследование возбуждает палата представителей, а судит обвиняемого сенат.

Конституция оставила штатам полномочия регулировать избирательное право, а следовательно, сохранила высокий имущественный ценз, который позволял в тот период только 4 % населения принимать участие в выборах.

«Отцы конституции» установили чрезвычайно сложный порядок ее изменения. Поправки к конституции могут вноситься с одобрения 2/3 членов каждой из палат Конгресса, либо специального конвента, созываемого по требованию 2/3 законодательных собраний штатов; после этого поправки подлежат ратификации законодательными собраниями 3/4 штатов, либо конвентами 3/4 штатов. Такой порядок, действующий в США и поныне, привел к тому, что за всю историю США в конституцию было внесено немногим более двух десятков поправок, причем первый десяток поправок был внесен еще в 1791 году.

Конституция США 1787 года явилась результатом компромисса между финансовой и торгово-промышленной буржуазией северных штатов и плантаторами-рабовладельцами южных штатов; она отразила победу этого блока над народом. Это привело к тому, что конституция явилась шагом назад по сравнению с декларацией независимости и даже основными законами штатов, провозгласившими демократические права и свободы граждан.

Вместе с тем по новой конституции вместо союза (конфедерации) 13 небольших штатов было создано единое буржуазное государство, что, бесспорно, способствовало развитию капитализма. Конституция закрепила республиканскую форму правления, а это было явление прогрессивным для того времени, когда еще повсеместно господствовали феодальные монархии.

Для вступления в силу необходима была ее ратификация, по крайней мере, девятью штатами. Однако под давлением широких народных масс конвенты ряда штатов потребовали в качестве условия ратификации конституции включение в нее Билля о правах. В связи с этим, собравшийся в сентябре 1789 года Конгресс вынужден был принять первые десять поправок к конституции, ратифицированные в 1791 году и составившие Билль о правах.

Билль о правах провозглашал свободу слова, печати, свободу митингов и демонстраций, свободу вероисповедания, но делал это в негативной форме, запрещал Конгрессу издать законы об ограничении этих свобод (первая поправка).

Четвертая поправка охраняла личность, жилище, бумаги и имущество граждан от необоснованных обысков и арестов.

Пятая поправка гарантировала право на суд присяжных в уголовном процессе, запрещала дважды наказывать за одно и тоже преступление и разрешала отказываться давать показания против самого себя в уголовном деле. Обвиняемому предоставлялось право требовать, чтобы его поставили в известность о характере и поводе обвинения, обеспечили возможность иметь желательных свидетелей, пользоваться услугами адвоката и прочее (шестая поправка).

Билль о правах запретил налагать чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания (восьмая поправка). В ней также подчеркивалось, что перечисленные в конституции прав граждан не должно истолковываться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.

Права и свободы, провозглашенные Биллем о правах, дали народу США юридическую базу для борьбы за дальнейшую демократизацию общественно-политического строя и улучшение материальных условий жизни. Вместе с тем они были буржуазно-ограниченными и не предусматривали необходимых для трудящихся масс материальных гарантий.