Упрочение конституционной дуалистической монархии
Новое положение монархии, сложившееся в Англии после революции, определялось рядом документов, принятых подчас задолго до Славной революции, например Великой хартией вольностей, Петицией о правах 1628 года, Хабеас корпус актом и т. д. Некоторым положениям этих документов в новых условиях было придано иное значение, другие их положения устарели, потеряли практическую ценность. Однако правящие классы Англии всячески подчеркивали значение старых правовых актов в их новом значении, стремясь укрепить государственную власть силой исторической традиции. Вместе с тем после Славной революции появились новые правовые акты, которые подтверждали основные положения старых правовых документов, а также содержали новые нормы.
Таким актом сталБилль о правах 1689 г., который наиболее полно характеризует важные стороны правового оформления конституционной дуалистической монархии в Англии.
В Билле о правах после длинного перечисления обид, несправедливостей и нарушений законов, допущенных свергнутым королем, подтверждались основные права парламента:
• верховенство парламента в области законодательства (в Билле говорилось, что король не может своим повелением приостановить действие закона или отменить его без согласия парламента);
• подтверждал верховенство парламента в области финансов, объявлял незаконным какие-либо сборы в пользу короля без согласия парламента;
• запрещал набор в армию, содержание армии без согласия парламента.
• провозглашались некоторые демократические права и свободы (свобода петиции, свобода избрания члена парламента, свобода слова и прений в парламенте, говорилось о способах формирования суда присяжных).
В Билле институт демократических прав и свобод представлен в урезанном виде и в течение всего XVIII и первой половины XIX веков, например, свобода избрания членов парламента означала право участия в выборах лишь незначительной части населения.
Правовым документом, оформлявшим конституционную монархию в Англии, был также акт«Об устроении»(1701 года),который установил:
- правило контрасигнатуры, согласно которому акты короля считались недействительными, если не были скреплены подписью соответствующего министра. Считалось, что "король не может делать зла", что освобождало короля от ответственности за принимаемые им решения, а вместе с тем вело к переходу реальной исполнительной власти к министрам.
- принцип несменяемости судей, согласно которому признавалось, что назначаемые королем судьи занимают свои должности, пока "ведут себя беспорочно". Они могут быть освобождены от должностей лишь по представлению обеих палат парламента. Оба приведенных выше постановления ограничивали для короля возможность вмешательства в осуществление исполнительной и судебной власти и значительно укрепляли положение парламента в государстве.
- выражая опасения, что с воцарением нового короля иностранного происхождения важные посты в государстве смогут занять его соотечественники, установил запрещение для лиц, рожденных вне Англии, Шотландии и Ирландии, быть членами парламента, тайного совета, занимать любую должность, связанную с оказанием доверия.
Сложившееся в Англии после Славной революции отделение законодательной власти от исполнительной и от судебной стало одним из истоков и обоснованием учения Монтескье о разделении властей. Лучшим государственным строем Монтескье считал конституционную монархию, в которой исполнительная власть вручалась королю, законодательная — органу народного представительства (одна палата которого избиралась, другая составлялась из представителей знати), судебная власть вверялась независимым судьям. Такое разделение, по мысли Монтескье, должно быть инструментом достижения демократии и свободы. "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в едином лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не будет отделена от власти законодательной и исполнительной".
Отходом от описываемого Монтескье идеального государственного строя было ограничение прерогатив английского короля правилом контрасигнатуры. Последующее конституционное развитие Англии привело к еще большему ограничению полномочий короля. Принцип разделения властей нарушался, однако это не помешало утверждению в стране режима буржуазной демократии со всевластием парламента и развитием дуалистической монархии в парламентскую.
В XVIII веке в стране совершается промышленная революция. Быстро развивается торговля. Англия становится промышленной мастерской мира. Росли новые города, обновлялся социальный состав населения. При сохранении позиций аристократии все больший вес в экономической и политической жизни страны приобретало городское население и, в частности, промышленная буржуазия.
На этом фоне положение конституционной монархии изменялось. Крупные преобразования в государственном строе осуществлялись мирно, что весьма характерно для Англии, путем постепенного укоренения накапливаемого практикой опыта. Прецедент становится источником, питающим изменения государства и права, столь же неоспоримым, как и закон. В XVIII—XIX вв. в Англии прослеживается эмпирический путь государственно-правовых преобразований, что отличает ее историю от истории Франции или Германии.
В период Реставрации появились партии тори и вигов. Партия тори (защитники короля) защищала устои, сохранившиеся от прошлого, стабильность общественного и государственно-правового порядка (тори). Партия вигов (противники короля) начинают выражать интересы развития, растущего нового. Складывается двухпартийная система. Партии уже в XVIII веке становятся прочной основой конституционной монархии. Позже они преобразуются в партии либералов и консерваторов.
С начала XVIII века английские короли перестают осуществлять исполнительную власть. Пошло это с того времени, когда король Георг I, не знавший английского языка, перестал посещать заседания кабинета министров. Затем это стало конституционным обыкновением, обязательным прецедентом. Руководство кабинетом переходит в руки первого министра. Кабинет начинает править страной от имени его величества, а практически самостоятельно.
Рождается прецедент “ответственного правительства”т.е., кабинет министров не может долго оставаться у власти, не пользуясь поддержкой парламента. Кабинет начинает формироваться партией большинства в парламенте; если правительство не пользуется поддержкой парламента (его большинства), оно вынуждено уйти в отставку. Впервые коллективная отставка правительства произошла в 1782 г. в результате проигрыша Англией войны с американскими колониями, боровшимися за свою независимость. Позже появляется правило, согласно которому правительство, не пользующееся поддержкой парламента, может временно остаться у власти, но обязано, распустив парламент, назначить его новые выборы. Партия, победившая на выборах, и формировала новое правительство. Со временем решающие полномочия по управлению страной переходят к парламенту.