Управления

Основные понятия документационного обеспечения

Тема 1. Введение в документационное обеспечение управления

Процесс реализации

Вначале требуется привлечение студентов из различных вузов для распространения информации о данном проекте среди других студентов. Это удобно сделать через социальные сети, такие как Вконтакте и Facebook. Далее уже включенные в проект люди, снимают и переводят лекции. В начале их можно выкладывать на бесплатных видео хостингах: youtube, vimeo и других. Если в определённом ВУЗе проект даст хорошие результаты по просмотрам, то это можно использовать как аргумент для подключения к общему процессу руководства институтов и университетов, с целью выделить место под лекции на сайтах вузов.

 

 

Документ (от лат. documentum - доказательство, свидетельство) – понятие информационное, которое в отдельных случаях (при наличии подписи и печати) дополняется юридическим понятием.

Посмотрим несколько определений. Термин «документ» ввел в русский язык Петр I, он объяснил его понятие как «письменное свидетельство и доказательство». Если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то увидим: «Документ – всякая важная деловая бумага». В современном толковом словаре С.И. Ожегова читаем: «Документ – деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо».

Оксфордский словарь гласит: «Документ – это текст или изображение, имеющее информационное значение».

Анализ последовательных определений термина «документ» позволяет выделить три основных формулировки:

«документ» - материальный объект,

«документ» - носитель информации,

«документ» - документированная информация.

С позиций ДОУ наиболее общим считается обозначение документа, как материального объекта с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенного для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документа» от 29.12.94. № 77-ФЗ). В последнее время при определении понятия «документ» подчеркивается скорее не материальная, а информационная составляющая.

Таким образом, в результате эволюции понятие «документ» стало официально толковаться следующим образом: «Документ (документированная информация) -зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ).

Любой официальный документ многофункционален, т. к. одновременно выполняет несколько функций. Выделяются общие и специальные функции.

К общимфункциям документа относятся: информационная, социальная, коммуникативная, культурная.

Появление любого документа всегда обосновано необходимостью «материализации» информации для её сохранения и передачи во времени и пространстве. Документ всегда порожден социальной потребностью, является социально значимым объектом, и обеспечивает связь между отдельными элементами общественной структуры, например, между предприятиями. Посредством документов происходит закрепление и передача культурных традиций.

К специальнымфункциям документа относятся: управленческая, правовая и функция исторического источника.

В управленческой функции документы выступают как средство управленческой деятельности. Эту функцию выполняют документы, созданные для целей управления и в процессе его реализации.

Управленческие документы отражают стадии, звенья, циклы управления и сами оказывают воздействие на сферу управления, выступая регулятором различных сторон деятельности организации или учреждения.

Администрирование любого предприятия осуществляется посредством документов. Они обеспечивают закрепление и изменения правовых норм и правоотношений в обществе посредством законодательных и нормативные актов. После передачи документов на архивное хранение, они приобретают функцию исторического источника.

С разработкой документов и с ДОУ в целом связано еще ряд понятий (см. ГОСТ Р 51141 – 98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»).

Формуляр документа –набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности.

Бланк документа –набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа.