Арабский Халифат

Лекция 8. Государства Востока в средние века

 

1. Арабский Халифат.

2. Основные черты права Халифата.

 

Арабский Халифат возник в VII веке в юго-западной части Аравийского полуострова в результате разложения родового строя у населявших эту территорию арабов – оседлых земледельцев и кочевников и объединения их под знаменем религии ислама.

До образования Арабского Халифата подавляющее большинство населения Аравии составляли кочевники-скотоводы, которые находились на стадии родоплеменных отношений. Они населяли обширные пространства аравийских степей и полупустынь, известных под названием бадави. Это слово перешло в европейские языки в форме арабского множественного числа – бедуин. Бедуины занимались скотоводством, преимущественно верблюдоводством.

Каждое племя (в зависимости от его численности и размеров занимаемой территории) состояло из большого или малого числа кланов и родов. Во главе каждого племени стоял его предводитель - сейид (господин); в более близкое к нам время его стали называть шейхом.

Отдельные кланы и большие группы кочевников тоже имели своих сейидов. В мирное время сейид ведал перекочевками, выбирал место для становища, был представителем своего племени и вел от его лица переговоры с другими племенами. Если в племени не было судьи, он разбирал споры и тяжбы своих соплеменников, в особых случаях мог выполнять обязанности служителя религиозного культа. В набегах и на войне сейид командовал вооруженным отрядом своего племени; тогда он назывался раисом (главарем). Каждое племя, а то и большой клан было вполне самостоятельной, ни от кого не зависимой организацией.

Главной причиной возникновения государства у арабов было классовое расслоение. Помимо этого, немалое значение имел экономический кризис, связанный с перенаселением и необходимостью увеличения площади пастбищ. Арабы нуждались в новых территориях и стремились вторгнуться в Иран и Византию. Кризис способствовал объединению арабских племен в союзы и созданию единого арабского государства в пределах всей Аравии.

Стремление к объединению нашло свое идейное выражение в учении ханифов, проповедовавших веру в единого бога - Аллаха, и в исламе (покорность) - магометанском религиозном учении, основателем которого считается Мухаммед, живший примерно с 570 по 632 годы.

Ислам возник в Центральной Аравии. Главным центром его является Мекка, где родился и жил основатель ислама Мухаммед. Город Мекка стоял на пути больших торговых караванов, которые направлялись из Йемена и Эфиопии в Месопотамию и Палестину. Этот пункт, разросшийся в большой по аравийским масштабам город, еще в древности приобрел все возраставшее религиозное значение.

Мухаммед принадлежал к роду хайшим, который не владел богатством и не пользовался влиянием. Следовательно, он и его ближайшее окружение вполне могли проникнуться интересами и нуждами среднего и мелкого мекканского торгового люда.

Деятельность первых мусульман в Мекке завершилась полным провалом. Не получив поддержки ни со стороны населения города, ни со стороны бедуинов из прилегающих к нему районов, первые мусульмане решили переселиться в Ясриб-Медину, Там мекканские переселенцы стали называться мухаджирами. Им пришлось совершить формальный акт добровольного расторже­ния родственных связей со своими соплеменниками.

Далее в Медине была образована особая организация - умма (община верующих). Мусульманская умма, в которой объединялись единоверцы, была теократической организацией. Входившие в нее верующие были убеждены, что ими правит Аллах через своего посланника. Через несколько лет все арабское население Медины уже вошло в состав мусульманской общины, а еврейские племена были выселены и частично истреблены. Как вероучитель, постоянно общавшийся с Аллахом, Мухаммед выполнял функции правителя Медины, судьи и военачальника.

13 января 624 г. состоялась первая битва мусульман под предводительством Мухаммеда с мекканцами. Битва продолжалась всего несколько часов. Мусульмане победили и захватили богатую добычу. Мухаммед поступил с пленными мудро: он отпустил пленных женщин и детей. Великодушие Мухаммеда сделало свое дело. Недавний противник Малик Ибн-Ауфа, командовавший племенем бедуинов в бою с Мухаммедом, сам принял ислам. Его примеру последовали и подвластные ему племена бедуинов. Так Мухаммед шаг за шагом расширял свое влияние.

После этого Мухаммед решил потеснить евреев. Последние не выдержали осады и, заморенные голодом, сдались. Им пришлось покинуть Аравию и поселиться в Сирии, Со временем Мухаммеду сдались и другие племена Средней Аравии, и он стал самым могущественным властителем в этом регионе.

Умер Мухаммед в Медине в 632 году. Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемнике на посту верховного главы мусульман. К этому времени ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать единоличных вождей мусульман.

Главой общины был провозглашен Абу Бекр, ближайший соратник Мухаммеда. В соответствии с постепенно развивавшимся исламским правом назначение Абу Бекра наследником было про­изведено с помощью выборов и узаконено присягой, принесенной путем рукопожатий, причем присутствовавшие давали торжественное обещание и за отсутствовавших. Абу Бекр принял титул халифа, что значит «заместитель», «преемник».

Халифы Абу Бекр (632 – 634 годы), Омар (634 – 644 годы), Осман (644 – 656 годы) и Али (656 – 661 годы) получили название «праведных». Их восшествие на престол было еще выборным. Во время их правления были завоеваны многочисленные территории в Азии и Африке, входившие в состав Византийской империи и Иранского царства. В результате этих завоеваний и было образовано обширное государство Арабский Халифат.

Историю Арабского Халифата можно представить следующими основными периодами:

1-й период разложение родоплеменного строя и образование государства (VI –VII века);

2-й период – дамасский, или период правления Омейядов, на который падает расцвет государства. Халифат становится феодальным государством (661 – 750 гг.);

3-й период – багдадский, или период правления Аббасидов. С ним связаны создание обширной Арабской империи, ее дальнейшая феодализация и распад государства (750 – 1258 гг.).

Распад Халифата начался еще в VIII веке. В 756 году от него отделился Кордовский эмират в Испании, который в 929 году стал самостоятельным халифатом. Позднее от Халифата отсоединились Тунис и Марокко, а затем и другие части империи. В середине IX века отделился Египет. Власть халифа сохранилась к середине Х века только в Аравии и части Месопотамии, прилегавшей к Багдаду.

В 1055 году после захвата турками-сельджуками Багдада Арабский Халифат потерял свою независимость. В 1257 - 1258 годы в результате нашествия Чингисхана были уничтожены остатки некогда могущественного государства - Арабского Халифата.

Для общественного строя Халифата была характерна многоукладность. В созданном путем завоеваний государстве соседствовали родовые, рабовладельческие и феодальные отношения. Это проявлялось и в социальной структуре, и в экономическом укладе общества. Так, в государстве сохранялось общинное владение землей. В ходе разложения общинной собственности появилась частная собственность на землю в форме мулька. Это землевладение во многом схоже с существовавшим во Франкском государстве аллодом. Со второй половины VII в. у арабов появилось условное земледержание – икта, которое предоставлялось за обязанность держателя исполнять те или иные повинности в пользу лица, вручившего землю. Значительное развитие получила государственная собственность на землю (собственность халифа). В хозяйствах феодалов и в государственном секторе широко использовался труд рабов.

Согласно религиозно-правовым догмам ислама все люди делились на правоверных, или мусульман, и неверных (гяуров). В среде мусульман можно выделить привилегированную верхушку и простой люд. К господствующему классу относились землевладельцы-феодалы, мусульманское духовенство, а также торговцы и ростовщики, объединенные в гильдии. Лишь мусульмане могли занимать государственные должности, пользоваться различными благами и привилегиями в области налогового обложения, уголовного права и др. Неверные – это покоренное население, не принявшее ислам. Те, кто не оказывал сопротивления, являлись лично свободными - зиммиями. Они становились арендаторами некогда принадлежавших им земель и обязаны были платить джизью (подушный налог) и хорадж (тяжелый поземельный налог). Сопротивлявшихся арабы обращали в рабство.

Крестьяне в Халифате были основным податным сословием и являлись наследственными подневольными арендаторами государственных земель. Они выплачивали в казну подати, характер и размер которых зависел от правового режима земель и личности. Крестьяне-мусульмане, являвшиеся собственниками мулька, платили десятую часть дохода натурой и сороковую часть от дохода с торговли, скотоводства, ремесла - закят. Крестьяне, обращенные в мусульманство, с 700 г. платили, кроме того, хорадж. С крестьян-немусульман в любом случае взимались хорадж и джизья. Они обязаны были также выполнять дорожные, строительные и другие повинности. Тяжелое положение крестьян неоднократно толкало их на вооруженные восстания против феодалов.

Городская жизнь в Халифате была довольно развитой, но города в отличие от европейских не имели самоуправления. Господствующим классом города были крупные феодалы - потомки арабских завоевателей и тесно связанные с ними богатые купцы. Ремесленники были наиболее значительной социальной группой в городах Халифата. Свободные ремесленники объединялись в цехи, а в структурном плане делились на мастеров, подмастерьев и учеников. Цехи возглавлялись старшинами и подчинялись деспотической власти эмиров, султанов, их администрации. Серьезным влиянием в городах пользовались корпорации богословов и законоведов, объединявшихся вокруг местных школ богословия и права - медресе.

По мере развития феодализма арабская знать нуждалась во все большем количестве слуг, а так как крестьяне лично феодалам не принадлежали, то для этой цели подходили только рабы. Рабы в халифате использовались в качестве челяди (домашних слуг, наложниц и др.), гвардейцев и военных слуг (гулямов, мамлюков). Источником поступления новых рабов были военнопленные, а также купленные за границей.

Несмотря на рабовладельческий уклад. Халифат являлся специфическим феодальным государством, основанным на эксплуатации наследственного арендатора-крестьянина, платившего подати в казну.

В VII - VIII века Арабский Халифат представлял собой относительно централизованное теократическое государство. Во главе государства стоял халиф – посланник Аллаха. Вначале он избирался мусульманской знатью из своей среды, затем власть его стала наследственной. Халиф обладал высшей светской (эмират) и духовной властью. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Однако халиф вынужден был считаться с мнением ближайших сторонников из родоплеменной знати - мухаджиров, заседавших в совете, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей. Это свидетельствует о том, что наличие родоплеменного элемента в государственной организации являлось своеобразной чертой государственной системы Арабского Халифата.

В 945 году в Багдаде халифы уступили светскую власть султанам новой персидской династии Буидов. После этого у халифов остаются лишь духовная власть и религиозный авторитет.

При халифе была учреждена должность визиря – его главного помощника и советника. Она появилась при Аббасидах. Визирю подчинялся административно-хозяйственный аппарат, ведомство государственного контроля и войска. Визирь как хранитель халифской печати обладал правом ставить ее на документах без предварительного разрешения халифа.

Каждая провинция (эмират) имела в Багдаде свое территориальное ведомство (диван), состоявшее из основного отдела (асл), ведавшего сбором налогов, и ведомства финансов. Со временем остался лишь диван по делам Вавилонии, которым управлял сам визирь. Центральное управление в государстве осуществляли правительственные органы - отраслевые диваны, подчиненные непосредственно визирю: диван военных дел (диван-ал-джунд), финансов (диван-ал-харадж), почты, контроля и сыска (диван-ал-барид) и др. Диван-ал-барид занимал важное место в администрации. Ему подчинялось множество почтовых станций, служащие которых были обязаны собирать сведения о настроении населения, урожае, деятельности местной администрации, количестве отчеканенной золотой и серебряной монеты. Все эти сведения поступали начальнику дивана, аон ежедневно докладывалих визирю.

Провинции, на которые была разделена территория Халифата, управлялись наместниками – эмирами, которые назначались халифом из числа приближенных или местной знати. В их ведении находились административно-финансовое и военное управление, контроль за общественным порядком. Эмиры в своих эмиратах были такими же деспотами, окруженными знатным двором, как и халиф в Багдаде. Помощниками эмиров являлись наибы. Провинции делились на области, управление которыми поручалось назначенным эмирамихакимам.

Население городов находилось под контролем большого количества различных должностных лиц, в том числе руководителей религиозных общин, духовенства – имамов мечетей, медресе. Городом управлял градоначальник - раис. Городской суд возглавлял кади, он же являлся главой местного духовенства. Асас возглавлял ночную стражу. Если город был резиденцией наиба, хакима или эмира, то управление городом осуществляли они сами. Большая роль в городе отводилась налоговым чиновникам. Важным атрибутом жизни города была тюрьма (зиндан) с ее администрацией.

Судебная система Халифата имела свои особенности:

- во-первых, в нем, в отличие от европейских государств, сложились «чистые» судебные органы;

- во-вторых, в Халифате функционировали как мусульманские суды, так и суды, рассматривающие дела в отношении немусульман.

Высшим судебным органом являлся суд халифа, представленный коллегией богословов-правоведов. Все остальные суды функционировали под председательством кади – судебного чиновника, назначаемого из представителей духовенства. Компетенция кади: рассматривал уголовные и гражданские дела, наблюдал за исполнением наказаний, назначал опеку и др. Судебные решения, вынесенные кади, как правило, были окончательными и не подлежали обжалованию. В суде, кроме кади, присутствовали два понятых (адула), судебные приставы (осуны), а также защитник (укил). На местах были учреждены должности мухтасибов – судей по делам о мошенничестве и торговле. По решению коллегии богословов в административные единицы направлялись так называемые инспектора справедливости, которые следили за деятельностью кади. Суды, рассматривающие дела относительно немусульман, были представлены лицами духовного сана.

Первоначально военная организация арабов была представлена родоплеменными ополчениями, возглавляемыми вождями племен. Затем появились добровольческие формирования и постоянное профессиональное войско. Военная служба в Арабском Халифате считалась почетной. Все совершеннолетние мусульмане в соответствии с учением ислама обязаны были принимать участие в джихаде - священной войне против неверных. В крупных городах при халифах состояла привилегированная гвардия из арабов, реорганизованная при Аббассидах в гвардию из воспитанников-рабов. При Аббассидах появился огромный военно-морской флот.

Полиция формировалась из рабов. Она следила за общественным порядком, осуществляла розыск и отчасти судебные функции. При Аббассидах была создана уголовная полиция - шурта, функциями которой являлся розыск и некоторые судебные дела. Функции тайной полиции выполнял диван-ал-барид.