Образование государства в Индии. Органы государственного управления

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. В III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитого земледелия и торговли.

Наиболее полно представлены исторические свидетельства по ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. - середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга. Этому способствовало продолжавшиеся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада племен с района Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были оттеснены к югу. Литературные памятники религиозного содержания этого периода - веды.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к магадхо-маурийскому периоду. Вторая половина I тысячелетия до н.э. - I век н.э. - период складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев. Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных трудов (дхармасутр) и правовых брахманских (дхармашастр). Наиболее известная дхармашастра - Законы Ману.

Законы Ману - объемное сочинение, состоящее из 12 глав с 2,5 тысячами статьями. Это различные наставления о правах жизни, этического и правового характера, нормах религии. Законы Ману закрепляли и освещали деление страны на варны. Члены каждой варны должны были строго придерживаться установленных для них правил поведения. Совокупность прав и обязанностей каждой варны называлась дхармой.

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии на основе отдельных племен или союза племен в форме племенных государств, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это монархии, где главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали налог.

В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, но со временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При выборных монархах вся полнота правления сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе - паришад. Зависимость правителей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была неизменной.

В IX - VIII веках до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств возникают первые крупные государства, постоянно ведшие между собой войны, истощая друг друга. Эти государства, кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведут свое начало такие традиции как слабые и кратковременные государственные образования, возникающие, возвышающиеся и быстро приходящие в упадок, невостребованность централизации и сильной государственной власти, ставшие характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин: в варново-кастовый строй (жесткая варново-кастовая система с определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти); крепость общинной организации; замкнутость, автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название “джаджмани”.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III веке до н.э. в период правления Ашоки. Она складывалась в результате войн и распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительная централизованность держалась на военной силе Маурьев и на проводимой ими гибкой политике объединения страны.

В империи Маурьев - сложном политическом образовании - не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Последняя, в конечном счете, и побеждает.

Центральный административно-военный аппарат в Индии был слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. В монархических государствах Индии в периоды их значительного усиления власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова, она сдерживалась самоизоляцией общин и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этническими нормами. Религия исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах.

Индусская политико-религиозная концепция “богоугодного царя”(девараджи)предписывала ему выполнение особой драхмы - охраны подданных. Царю вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских земель, строительство ирригационных сооружений. Согласно религиозным воззрениям царская власть обожествлялась.

К этому периоду уже произошло деление населения по профессиональному, родовому и религиозному признаку - складываются замкнутые сословия - варны, затем касты. Всего существовало 4 варны: брахманы, кшатрии, вайшии и шудры.

Дхарма брахманов предполагала изучение священных книг, толкование содержащихся в них положений, совершенствовать религиозные обряды, заниматься обучением и совершать правосудие.

Дхарма кшатриев - это военное дело и государственное управление.

Дхарма вайшиев - земледелие, скотоводство, торговля и ростовщичество.

Дхарма шудр - услужение брахманам.

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью. Все царские чиновники делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя, из которых состоял совещательный коллегиальный орган - мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления.

Специальная группа царских чиновников была связана с организацией управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны, другая с надзирательством за царскими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведала морской торговлей, судостроением и пр. С регулированием экономической жизни страны была связана деятельность специальных категорий - чиновников финансового ведомства, которые ведали сбором налогов и государственной казной. Выделялась группа чиновников следившая за снабжением армии. Среди других высших чиновников особое место занимали главный судья, юридический советник царя и советник царя по делам культа, воспитатель его сыновей, верховный придворный жрец.

Существовала практика передачи чиновничьих должностей по наследству. Для эффективности государственного аппарата Маурьи создали сеть контрольных надзорных должностей инспектирующих чиновников - шпионов, царских тайных агентов, которых царь “принимал и днем и ночью”.

Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное деление и связанная с ним система местного управления.

Самой крупной административной единицей была провинция.Выделялось пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи.В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным начальником, в его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Выделяется четыре вида сельских областей, состоящих из 800, 400, 200 и 10 селений, и соответствующих им управителей. Жалованье давалось управителю начиная с 10 деревень. В обязанности старосты входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине. Важные вопросы внутриобщинной жизни решались на общинных сходках. Продажа земли, определение границ земельных участков принадлежала общинному совету старейшин.

В древней Индии существовали две системы судов - царские и внутриобщинные. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, “окруженного тремя судьями”. Толковать в суде нормы права мог брахман, кшатрий или вайший. Царь ежегодно объявлял амнистии.

Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли “надзор за ворами”. В борьбе с преступлениями городские власти с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах. Большинство дел рассматривались общинными кастовыми судами (неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени).

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Царю переходила большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро, а остальное подлежало дележу среди солдат.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников и была кастовой. Лишь кшатрии могли носить оружие, другие “дважды рожденные” могли носить оружие лишь тогда, когда для них “наступает время бедствий”. Армия выполняла и функции охраны общественного порядка, бдительно стояла на защите государственной целостности.