Древний Египет. Государственный строй восточной деспотии

Лекция 2. Государство и право рабовладельческих стран Древнего Востока

1.Древний Египет. Государственный строй восточной деспотии.

2. Древний Вавилон. Законник Хаммурапи - черты раннего состояния права.

3. Образование государства в Индии. Органы государственного управления.

4. Древний Китай. Конфуцианство и легизм - традиционное и рациональное в государственном строе.

Древний Египет - одно из наиболее ранних государств, в котором достаточно полно представлены восточной деспотии (форма самодержавной, неограниченной власти). Изучение государственного строя Древнего Египта показывает общественную значимость и ценность такой формы государственности, зависимость формы правления и политического режима от условий среды обитания, духовного состояния народа.

Восточная деспотия характеризуется высочайшим уровнем централизации власти, вся полнота которой сосредоточивалась в одном лице (фараона, вана, халифа). Глава государства обладал как светской (законодательной, исполнительной, военной, судебной), так и религиозной властью. Личность главы государства обожествлялась, его воля и власть имели религиозный характер и были непререкаемы. Повеления главы государства осуществлялись с помощью громоздкого, сложного, медлительного бюрократического аппарата. Человек ценился невысоко, даже будучи формально свободным он был "рабом порядка", религии, традиций. Восточная деспотия -это следствие раннего состояния общества и, в частности, господства общинных отношений. Она могла сосредоточить силы народа на решении важнейших задач - создании ирригационных систем, ведении военных действий, с другой стороны она тормозила раскрепощение личности, подчас деформировала общественные цели (строительство пирамид в Египте, Великой китайской стены) и была одной из причин "застойного" характера развития стран Древнего Востока. Хотя есть и исключения: власть императора Цинь Шихуанди (Древний Китай) всецело опиралась на рационалистические основания, в империи Маурьев (Древняя Индия) ряд черт деспотии отсутствовал. И в истории Египта имели место случаи острых конфликтов светской и духовной власти, свержения фараона жречеством, поэтому Фараон не мог не считаться с мнением и интересами своего окружения.

Государственность в Древнем Египте возникла на территории нижнего течения Нила, где на основе поливного земледелия развивается сельскохозяйственное производство - основная отрасль экономики страны. Образование государства в Египте стимулировалось необходимостью объединения усилий людей для строительства ирригационных сооружений, необходимостью согласования и координации труда и общежития больших масс населения, острой потребностью создания лучшей военной организации.

Особенность древнеегипетской цивилизации заключалась в том, что минуя фазу демократических институтов и пройдя период временного распада, она переросла из ранней монархии в позднюю, при этом на протяжении большой части своей истории сохраняла типичные черты восточной деспотии, когда в руках главы государства была сосредоточена верховная религиозная (духовная) и светская власть с безусловным правом жизни и смерти в отношении своих подданных.

Этапы развития в истории Древнего Египта:

- Раннее царство (XXXI - XXIX вв. до н.э.);

- Древнее царство (XXVIII - XXIII вв. до н.э.);

-Среднее царство (XXII - XVII вв. до н.э.);

-Новое царство (XVI - XI вв. до н.э.).

Первыми государствами в Древнем Египте(Раннее царство) были небольшие полугосударственные образования – номы(около 40), представлявшие собой объединения сельских общин вокруг храмов. Во главе нома зачастую стоял жрец, который, обладая религиозной властью, становился и правителем. С первых шагов своего существования государственность в Египте играла важную роль в организации труда общинников по созданию и поддержанию в надлежащем состоянии ирригационных сооружений.

В период Древнего царства на основе объединения номов образуются два государства - Верхний и Нижний Египет. Они не имели сильной центральной власти и были далеки от подобия восточной деспотии, но укрепившись, они вступают в борьбу за преобладание в Египте. После многих войн страна объединяется под главенством Верхнего Египта (столица царства г. Мемфис). С этого времени египетская государственность и приобретает типичные черты восточной деспотии.

Во главе государства стоял верховный правитель – фараон, обладавший всей полнотой власти и наделенный пышным титулом правителя Верхнего и Нижнего Египта, каждый шаг которого сопровождался торжественным и сложным церемониалом. Он считался воплощением бога и сыном бога, видеть его, даже произносить его священное имя для простых смертных было запретным. Вершиной культа фараонов было строительство пирамид - грандиозных сооружений, над которыми в течение многих лет трудились десятки тысяч людей. Так, по сведениям Геродота, пирамиду Хеопса (146,6 метра) строили 100 тыс. человек в течение 20 лет. Религиозный характер власти фараона, опиравшегося и на силу государства, делал его распоряжения, безусловно, обязательными. Фараон ведал делами культа, регулировал управление, назначал высших чиновников, а за службу он жаловал им титулы и предоставлял земли. Считалось, что от него зависели урожаи в стране, справедливость и безопасность. Власть фараона была наследственной. Естественным признавалось наследование власти родственниками-мужчинами,но допускалось наследование и женщинами. Передача престола требовала религиозного обоснования, поэтому, как правило, еще при жизни фараон короновал своего наследника.

В период Древнего царства в Египте создается бюрократический аппарат. Раннее состояние государственности проявлялось в нерасчлененности государственных служб, а именно: чиновники выполняли и хозяйственные, и военные, и судебные, а также религиозные обязанности. Дворцовые и государственные службы зачастую не разграничивались (такое раннее устройство государственного аппарата в период средневековья сталоназываться дворцово-вотчинной системой управления). Особенностью построения государственного аппарата было деление каждого ведомства на два подразделения, обслуживавших Верхний и Нижний Египет.

Реальное исполнение государственных дел возлагалось на писцов (привилегированное сословие), которые выполняли административные поручения, руководили общественными работами, ведали делопроизводством, собирали налоги, раздавали продукты и т.д. За службу они получали зерно, земельные владения и даже рабов. Знатность и богатство человека в Древнем Египте, прежде всего, определялись тем, какое место он занимал в чиновничьей иерархии.

Повседневное руководство бюрократическим аппаратом осуществлялось джати. Сначала он был жрецом города (резиденции фараона), начальником царского дворца, затем верховным судьей, а со временем стал управлять царским хозяйством. Джати, как правило, был близким родственником фараона и фактически осуществлял управление страной. Джати считался «казначеем богов» и «начальником всех работ и поручений», был верховным судьей, ему докладывали «о крепостях Юга и Севера». Он должен был знать «обо всем выходящем из царского дома... ему докладывали о себе наместники, затем он шел к царю на совет».

В государственном управлении устанавливались и меняли свои названия различные должности и титулы. Подчас одно лицо наделялось никак не связанными друг с другом обязанностями (например, носитель царских сандалий был вместе с тем и главнокомандующим армии). Со времени Древнего царства достаточно четко выделялись три направления государственной деятельности: финансовое ведомство по сбору налогов; ведомство публичных работ, осуществлявшее, в частности, строительство ирригационных сооружений и военное ведомство.

Особо обращает на себя внимание широкая деятельность государства в области хозяйства. Государство признавалось верховным собственником земли. За службу земля передавалась знати, чиновникам, храмам. Государство осуществляло наблюдение за разливами Нила, проводило строительство дамб, каналов, водохранилищ. Осушая заболоченные земли, обводняя засушливые, государство активно участвовало в получении высоких урожаев. Уже в Древнем царстве строились пирамиды, крепостные стены, величественные храмы.

В материальном производстве выделялись крупные земельные владения храмов и вельмож. Имелись общинные хозяйства, где производилось почти все необходимое для жизни (натуральное хозяйство), торговля была ограниченной. Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники и общинники платили в царскую казну подати. Рабов было сравнительно немного, они использовались на тех же работах, что и свободные общинники. В правовом положении резкой грани между рабами и общинниками, работниками Царских, храмовых и вельможных хозяйств не было.

Управление в областях (номах) осуществляли представители родовой знати – номархи. В Древнем царстве они подчинялись фараону, однако не раз проявляли склонность к обособлению. В поздний период Древнего царства, с усилением местного сепаратизма, многие представители номовой знати добиваются получения иммунитетных грамот, экономическое и политическое могущество центральной власти падает. Происходит раздробление прежде единого государства на множество враждующих между собой самостоятельных княжеств. Складываются отношения, в чем-то напоминающие феодальные. Для Египта наступает время смуты и упадка.

Ослабление центральной власти, политическая раздробленность Египта привели к разрушениям в ирригационных системах, упадку хозяйства, обнищанию населения, что и послужило толчком к новому объединению страны, созданию сильного государства -Среднего царства. Объединяющим началом, способствовавшим усилению центральной власти, становится культ Бога Солнца как главного божества, которому поклонялись египтяне.

В истории Среднего царства начинается строительство новых ирригационных сооружений, в частности, в районе фаюмской котловины, идет освоение новых земель, наблюдается хозяйственный подъем, появились успехи военном деле - захват десятков тысяч пленных, которые обращались в рабство.

В этот период отмечается рост частной собственности и активизация роли государства в распределении рабочей силы. Мелкие земледельцы (царские люди) переписывались и распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, торговцы, воины), а затем направлялись в хозяйства для постоянной работы. Распределение рабочей силы одна из типичных черт восточной деспотии. Однако в целом, характерные, типичные черты государственного строя восточной деспотии в период Среднего царства не претерпели суще­ственных изменений.

Противоречия внутри господствующей верхушки общества ослабили государственную власть, а развитие частной собственности и товарных отношений с интенсификацией методов хозяйствования и эксплуатации непосредственных производителей способствовали росту недовольства. Как результат, история Среднего царства заканчивается народным восстанием, разрушением государственности и завоеванием страны гиксосами.

Исторические источники («Лейденский папирус») донесли до нас яркое описание событий того времени. «Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми не знающими закона. Столица, она разрушена в один час». «Благородные - в горе, простолюдины же - в радости. Каждый город говорит: «Да будем бить сильных среди нас». Зерно стало общим... Бедные выходят и входят в великие дворцы... дети вельмож выгнаны на улицу. Тот кто не мог сделать себе саркофага, он (теперь) стал владельцем гробницы. Владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов». «Прекрасная судебная палата, расхищены ее акты, лишено хранилище ее тайн (своего) содержания. Вскрыты архивы. Похищены их податные декларации. Рабы стали владельцами рабов... чиновники убиты».

Страна с разрушенной государственностью на длительное время подпадает под власть завоевателей.

С 1580 г. до н. э. начинается наиболее блестящий период древнеегипетской истории - период Нового царства. Власть гиксосов падает. Успешные завоевания превращают Египет в огромную империю. С чем это связано? Разграбление завоеванных территорий, приток рабочей силы в виде обращенных в рабов пленников, интенсивное развитие торговли с другими странами, восстановление старых и строительство новых ирригационных сооружений - все это повлияло на экономику Египта. В стране строятся пышные храмы, украшаемые скульптурными и барельефными изображениями.

В период Нового царства основные черты государственного строя восточной деспотии не претерпели принципиальных изменений, однако с увеличением государственных дел происходит усложнение государственной организации. Верховная духовная и светская власть также принадлежала фараону, но фактически государственным аппаратом управляло второе лицо в государстве - везир. Центральный государственный аппарат состоял из нескольких палат, которые возглавляли начальник казны, главный домоправитель, заведующий пашни, начальник над скотом. Везир назначал управляющих четырьмя большими административными районами Египта.

Стремление фараонов упорядочить бюрократический аппарат не было достигнуто. Устанавливается иерархия чиновников, форма одежды, знаки отличия, порядок прохождения службы и присвоения званий, титулов. Однако положительного результата это не дало, бюрократический аппарат оставался громоздким и дорогостоящим механизмом, а его деятельность характеризовалась обилием переписки, медлительностью. Беспрекословное повиновение низших чиновников высшим обеспечивало централизацию власти, но при этом сковывало инициативу и активность непосредственных исполнителей, способствовало развитию таких отрицательных явлений, как формальное отношение к делу, коррупция.

Несмотря на то, что в истории Древнего Египта достаточно четко выделяются Древнее, Среднее и Новое царства, говорить о качественно отличных этапах развития его государственности не возможно. Можно выделить лишь отдельные изменения, в которых проявилось движение государства и права к более высокому состоянию: в Среднем царстве заметное развитие получает частная собственность, частные хозяйства, растут имущественные различия населения; в Новом царстве возрастает и усложняется регулирующая роль государства.

Хорошо просматриваются качественные преобразования в строительстве вооруженных сил. В Древнем царстве преобладала ополченская система построения армии, которая создавалась на время военных походов. По окончании военных походов ополченцы возвращались к своим хозяйствам. Также имелись отдельные отряды наемников из чужеземцев, дворцовая, городская стража, но постоянной армии не было.

В Среднем царстве создается регулярная армия, формируемая по набору из специально обученных воинов, формируются корпуса кадрового офицерства.

В Новом царстве роль армии, как главной опоры власти фараонов, возрастает. Происходит ее количественное и качественное изменение, специализация воинских подразделений (пограничная охрана, гарнизонные войска, столичная полиция, речная полиция, полицейские отряды по охране каналов, зернохранилищ, храмов и т.д.), возрастает значение отрядов наемников из туземцев-ливийцев, совершенствуется использование боевых колесниц. Наблюдается милитаризация государства. Военные все более часто наделяются функциями гражданских чиновников (например, отвечающих за сооружение каналов). Армия превращается в особое сословное образование. Воины жили сообща, постоянно упражнялись в воинском мастерстве и не имели права заниматься другими делами.

В поздний период Нового царства идет ослабление центральной власти(внутренние восстания, стремление номов к обособлению и самостоятельности), в результате чего Египет подвергается завоеванию и теряет самостоятельность.