История государства и права зарубежных стран в системе юридических наук и задачи курса. Характеристика учебной литературы

До своего обособления в отдельную дисциплину История государства и права зарубежных стран изучалась в рамках общей истории, представляющей собой повествование (греческая история) о памятных событиях и участниках. Здесь родоначальником следует считать Геродота (V в. до н.э.), являющегося автором классификации форм, обсужденной им на примере Персии (монархия, олигархия).

Авторство термина История государства и права зарубежных стран принадлежит греку Полибию, который назвал так историю Рима и покоренных им народов в пределах Римской империи. История государства и права зарубежных стран возникает как отрасль правоведения в европейских университетах в ХVII веке в результате отпочкования от всеобщей истории, которая со временем стала всемирной историей, а не только историей греко-римского и варварского (восточного), а затем и христианского миров.

В университетском преподавании история в начале входила в состав энциклопедии законоведения, у истоков которой стоял немецкий ученый-математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.). В своем трактате «Новый метод изучения и обучения юриспруденции» (1668 г.), он провел деление юридических наук на главные и вспомогательные (по аналогии с богословскими дисциплинами). К главным наукам он отнес догматику и полемику, а к вспомогательным - историю и экзегетику (искусство толкования законов). После издания трактата Лейбница и под влиянием его классификации в Германии происходит значительное расширение законоведческих дисциплин. Из числа положительных законодательств помимо римских, ленных и церковных законов, охватываемых общим термином «немецкие законы», сделались предметом специального изучения следующей дисциплины: философия законодательства (или так называемое естественное право), законы государственные (право публичное), законы уголовные и право народное (общенародное право, ставшее в последствии международным правом), законы гражданские (право частное).

В 1748 г. французский философ, писатель и историк Шарль Луи Монтескье в трактате «О духе законов» вслед за Аристотелем обобщил исторический опыт разных народов в сравнительном обозрении и привлек внимание к взаимосвязи форм правления и законодательства не только с духом и правами народов, с военным устройством и политической свободой, с торговлей, религией и численностью жителей, но и с географическим положением территории государства, с климатом и свойствами почвы и с уровнем просвещенности. После общего рассмотрения законов как некого целого, согласно со всеми частями, он приложил открытые им общие начала к частным случаям, в том числе применения законов о наследстве к гражданским законам франков и к законам ленным, регулирующим владельческие права держателей феодальных наделов.

В 1757 г. Стефан Пютер дал вводной науке законоведения название «Энциклопедия законоведения», которое в то время было распространенным и типичным для сочинений, излагавших общие сведения известной науки или круга наук (так, существовала и преподавалась Энциклопедия наук богословских) и обычно ограничивались обозначением предмета изучения, составных частей (отдельных наук) и метода (методы), т.е. способа изучения и преподавания.

В 1761 г. в «Энциклопедию законоведения» был внесен раздел с историческим обозрением источников законодательства (впоследствии эту часть станут называть историей права). В 1848 г. Карл Пюттер в работе «Введение в науку о праве, или Юридическая энциклопедия и методология» впервые включил «Историю государства и права зарубежных стран» в курс энциклопедии.

История государства и права зарубежных стран преподавалась в России под различными названиями (например, «Права знатнейших древних и нынешних народов» - по университетскому уставу 1805 г.), затем по отдельным правовым «семействам» – славянское право, мусульманское право и др.

Впервые История государства и права зарубежных стран стала преподаваться с 1842 г. в Киевском университете по фундаментальному труду К.А. Неволина (1806 – 1855 гг.) «Энциклопедия законоведения» (1839 г.), в котором она составляла «особенную часть» энциклопедии. История государства и права зарубежных стран подразделялась на древнюю и новую, к которым, по мнению К.А. Неволина, можно было присовокупить и историю будущего времени. В частности, он имел в виду то обстоятельство, что поскольку славянские народы позже выступили на поприще истории и позже начали образовываться, чем германские народы второе вместе со славянами «семейство народов особенно действующих в новой истории, постольку нельзя с той же ясностью определить характер эпохи истории славянских народов, а потому, может быть, их назначение простирается за пределы новой истории».

Первая кафедра истории государства и права была организована в 1872 г. в Демидовском юридическом лицее г. Ярославля, который был приравнен к статусу университетского учебного заведения. Здесь в 1872 г. вышла первая учебная книга по этому курсу под названием «История права», принадлежавшая перу ректора лицея М.Н. Капустина (1828 – 1899 гг.). Он считал, что законы человеческого существования непознаваемы, в противоположность модным социологическим веяниям своего времени и «все попытки отыскать законы, которым подчиняется история права, и которые управляют судьбами народов, не имеют строгого научного обоснования». Вслед за представителями исторической школы право он выражал как выражение творчества человеческой личности. Следовательно, история права есть часть истории человеческого сознания. Само право есть сила консервативная и примирительная. Наука истории государства и права зарубежных стран «дает смысл жизни, предохраняет от мечтательности и односторонности, воспитывает уважение к непреложным явлениям общественного порядка и к их постоянному изменению». Вместе с тем, эта наука раскрывает элемент постепенности в праве, снимает с права налет «произвольного и случайного явления», укрепляет связь между прошедшим и настоящим в юридической жизни и народа, и предостерегает законодателя от увлечения отвлеченными началами, и от разрыва с тем, что создано историей и потому «не может быть уничтожено мгновенно, без тяжких потрясений всего общественного организма».

Другой позиции придерживался профессор А.Н. Стоянов (1830 – 1907 гг.) из Харьковского университета, который считал приложимым к истории права общее учение о прогрессе в истории. Эмбрионы права, по его толкованию, можно усматривать в кровной мести и самосуде. Кроме того, не в античности, а на востоке сокрыты «корни всемирной цивилизации и зародыши многих из тех учреждений, которые мы привыкли считать делом нового времени». Право – прежде всего продукт цивилизации. Оно не является средством выработки национального самосознания и культуры.

В советский и постсоветский периоды (вплоть до настоящего времени учебники и учебные пособия издаются под двумя названиями – «Всеобщая история государства и права» (труды С.Т. Кечекьяна, И.С. Перетерского, З.М. Черниловского, К.И. Батыра, Э.В. Лисневского, О.А. Омельченко и др.) и «История государства и права зарубежных стран» (труды П.Н. Галанзы, Б.С. Громакова, О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой и др).

В узком значении всеобщая история права – это сравнительная история законодательств (М.Н. Коркунов Лекции по общей теории права. СПб., 1914). Однако с учетом того обстоятельства, что право, как язык, искусство и даже нравы народа, составляющие индивидуальность его культуры, представляет собой «продукт бесчисленных воздействий и заимствований» (П.И. Новгородцев Из лекций по общей теории права, Часть методологическая. М., 1904), всеобщая история права предстает также историей правовых обычаев и законов в их взаимосвязи и взаимозависимости с управляющей и регулирующей деятельностю властных учреждений государства, с общественными правами, моралью и т.д. В этом случае ее можно назвать историей права и социально политических институтов и традиций, что не вполне точно передается выражением «всеобщая история права и государства».

По толкованию П.А. Сорокина (Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992), внутри культурных систем можно выделить три взаимосвязанных уровня, представленных идеологическими, поведенческими и материальными системами. Каждая из этих уравненных систем распадается на отдельные культурные системы – языка, искусства, этики, политики, экономики и, разумеется, системы права, которые в процессе взаимодействия в совокупности создают единую идеологию надсистемы (суперсистемы), последняя же в свою очередь формулирует предельные и всеобщие ценности, истины и доктрины.

В истории права действуют следующиеэмпирические законы:

- возникновение частной собственности на землю из коллективной, общей поземельной собственности, а также установление права собственности на движимые вещи;

- происхождение государственных учреждений арийских народов из институтов первобытного общинного быта;

- обычай как источник положительного права предшествовал закону, причем усиление законодательной деятельности способствовало укреплению государственной власти и ослаблению власти общины;

- вещное (имущественное) право и некоторые другие отрасли обусловили право брачно-семейное;

- в древних кодификациях нормы уголовного права преобладают над нормами гражданского права;

- нормы гражданского права больше зависят от нравственных, экономических и социальных причин, чем от причин политических.

История государства и права зарубежных стран имеет своей задачей:

- служить интересам широкой подготовки в вопросах государства и права, выработке особого, юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права;

- создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, а также всех других юридических дисциплин, включая цивилистику, уголовное право и процесс;

- способствовать выработке научного суждения о процессах, происходящих в нашей собственной стране и во всем мире.