Земельный налог как основной механизм регулирования экономического размера городского землепользования

Методики определения земельного налога

Современная концепция платности землепользования предусматри­вает существование земельного налога как регулятора экономических отношений между государством (в лице органа местного самоуправ­ления) и собственником земельного участка (земельно-имуществен­ного комплекса). Это позволит укрепить систему государственного и муниципального управления городским землепользованием, а так­же создать развитый рынок городских земель после проведения ме­роприятий по разграничению собственности на землю. Все это стано­вится одним из прикладных средств перераспределения земли между эффективно хозяйствующими субъектами, рационально ее использу­ющими в рамках действующего законодательства.

По своей сути земельный налог становится своеобразным регуля­тором перераспределения земель инструментом рыночных преобразо­ваний. Земельный налог:

♦ позволяет выравнивать экономические условия землепользова­ния для всех форм собственности и хозяйствования;

♦ активизирует производство и уменьшает землеемкость продук­ции и услуг;

♦ увеличивает экономическую эффективность землепользования;

♦ позволяет в относительно короткие сроки оптимизировать во­просы соотношения производственно-экономического характера с пространственным наполнением земельных ресурсов;

♦ упрощает и удешевляет процесс концентрации земли как ресур­са, необходимого для эффективного хозяйствования;

упрощает процесс создания теоретико-методической базы для от­работки и формирования механизмов рыночного перераспределе­ния земель к наиболее значимым и необходимым городу социаль­но-экономическим хозяйствующим субъектам.

В современных экономических условиях в городах и регионах сло­жилась уникальная ситуация, когда практически отсутствуют процесс земельного оборота и рынок земли (фактически были развиты отдель­ные сегменты земельного рынка, а именно — рынок земельных участ­ков индивидуальной застройки и отдельных земель, не составляющих целевой сегмент рынка).

В качестве основного механизма воздействия земельный налог ре­гулирует перераспределение земель между различными собственни­ками и системами государственной и муниципальной власти, что вы­ражено в следующем:

♦ выкуп земельных участков в государственную и муниципальную собственность для своих потребностей;

♦ возможность обязать будущих собственников благоустроить при­легающую территорию и отремонтировать прилегающую инже­нерно-техническую инфраструктуру ЖКХ города;

♦ деление частных собственников на группы по их коммерческой активности (товаро- и услуго- обороту) и, соответственно, диф­ференциация ставок земельного налога;

♦ ежегодное увеличение земельного налога с учетом общих инфля­ционных процессов и коммерческой ценности земель;

♦ частная собственность на землю позволяет создать благоприят­ный инвестиционный климат для привлечения потенциальных инвесторов в город или регион.

Это делает частную собственность на землю достаточно непривле­кательной для землепользователей и привлекательной для потенци­альных инвесторов в городские земли.