Аренда земли как основной механизм управления земельно-имущественным комплексом города

Согласно современным представлениям об устойчивом экономи­ческом развитии землепользовании аренда является абсолютным ин­струментом рыночных преобразований. Она:

♦ выравнивает экономические условия землепользования для всех форм собственности и хозяйствования;

♦ активизирует производство и уменьшает землеемкость продук­ции и услуг;

♦ увеличивает эффективность землепользования;

♦ позволяет в относительно короткие сроки оптимизировать во­просы соотношения производственно-экономического характе­ра с пространственным наполнением земельных ресурсов;

♦ упрощает и удешевляет процесс концентрации земли как ресур­са, необходимого для эффективного хозяйствования;

♦ упрощает и удешевляет процесс создания теоретико-методиче­ской базы для отработки и формирования механизмов рыночно­го перераспределения земель к наиболее эффектным социаль­но-экономически хозяйствующим субъектам.

В крупных городах сложилась уникальная ситуация, когда практиче­ски отсутствует процесс земельного оборота и рынка земли. В период строительства рыночной экономики в России происходило бурное развитие системы рыночных арендных отношений, которые по своей системе регулирования, распределения и перераспределения город­ских земель, своими принципами и методикой, опередили любые зарубежные системы и методы, причем, не только в городе Москве, но и в других городах и регионах России.

Современные механизмы воздействия арендной платы на землеполь­зователей заключаются в том, что арендаторы поставлены в более жест­кие условия, чем собственники земли. Это выражено в следующем:

♦ выкуп права аренды;

♦ минимальные сроки договора аренды;

♦ возможность обязать арендаторов благоустроить прилегающую территорию и отремонтировать прилегающую инженерно-техни­ческую инфраструктуру ЖКХ города;

♦ деление арендаторов на группы по их коммерческой активности (товаро- и услугообороту) и, соответственно, дифференциация ставок арендной платы;

♦ увеличение размеров выкупа права краткосрочной аренды земли и ежегодное увеличение арендной платы с учетом общих инфля­ционных процессов;

♦ ограниченный срок аренды не позволяет арендаторам осуществ­лять долговременные проекты, возводить капитальные объекты.

Все это делает аренду достаточно непривлекательной для земле­пользования и достаточно привлекательной для собственника земли города или муниципального образования.

Согласно мировой системе городских землепользовании и теории рационального использования городских земель, структура хозяйству­ющих городских землепользователей должна иметь следующее соот­ношение:

♦ 55-80% - собственники земли;

♦ 20-45% - арендаторы земли.

Такая пропорция как создает оптимальные условия для поступле­ния платежей за землю, так и здоровые условия конкуренции между собственниками и арендаторами земли.