Аренда земли как основной механизм управления земельно-имущественным комплексом города
Согласно современным представлениям об устойчивом экономическом развитии землепользовании аренда является абсолютным инструментом рыночных преобразований. Она:
♦ выравнивает экономические условия землепользования для всех форм собственности и хозяйствования;
♦ активизирует производство и уменьшает землеемкость продукции и услуг;
♦ увеличивает эффективность землепользования;
♦ позволяет в относительно короткие сроки оптимизировать вопросы соотношения производственно-экономического характера с пространственным наполнением земельных ресурсов;
♦ упрощает и удешевляет процесс концентрации земли как ресурса, необходимого для эффективного хозяйствования;
♦ упрощает и удешевляет процесс создания теоретико-методической базы для отработки и формирования механизмов рыночного перераспределения земель к наиболее эффектным социально-экономически хозяйствующим субъектам.
В крупных городах сложилась уникальная ситуация, когда практически отсутствует процесс земельного оборота и рынка земли. В период строительства рыночной экономики в России происходило бурное развитие системы рыночных арендных отношений, которые по своей системе регулирования, распределения и перераспределения городских земель, своими принципами и методикой, опередили любые зарубежные системы и методы, причем, не только в городе Москве, но и в других городах и регионах России.
Современные механизмы воздействия арендной платы на землепользователей заключаются в том, что арендаторы поставлены в более жесткие условия, чем собственники земли. Это выражено в следующем:
♦ выкуп права аренды;
♦ минимальные сроки договора аренды;
♦ возможность обязать арендаторов благоустроить прилегающую территорию и отремонтировать прилегающую инженерно-техническую инфраструктуру ЖКХ города;
♦ деление арендаторов на группы по их коммерческой активности (товаро- и услугообороту) и, соответственно, дифференциация ставок арендной платы;
♦ увеличение размеров выкупа права краткосрочной аренды земли и ежегодное увеличение арендной платы с учетом общих инфляционных процессов;
♦ ограниченный срок аренды не позволяет арендаторам осуществлять долговременные проекты, возводить капитальные объекты.
Все это делает аренду достаточно непривлекательной для землепользования и достаточно привлекательной для собственника земли города или муниципального образования.
Согласно мировой системе городских землепользовании и теории рационального использования городских земель, структура хозяйствующих городских землепользователей должна иметь следующее соотношение:
♦ 55-80% - собственники земли;
♦ 20-45% - арендаторы земли.
Такая пропорция как создает оптимальные условия для поступления платежей за землю, так и здоровые условия конкуренции между собственниками и арендаторами земли.