ГЗК как информационная система управления земельно-имущественным комплексом в крупных поселениях
Структура, содержание и документация ГЗК
Структура ГЗК зависит от того информационно-правового поля, в котором он функционирует и взаимодействует, причем со многими имеет обратную связь в виде потока обратной информации о закреплении нормативно-правовых норм за субъектами права. Причем двустороннее взаимодействие ГЗК и других информационных структур будет влиять на степень развития различных информационных элементов ГЗК, однако сюда вливаются разобщенность данных структур и региональная особенность формирования ГЗК.
В общем виде дешифровка данных потоков информации может быть представлена в следующем общепринятом виде:
♦ данные о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество;
♦ данные о кадастровых номерах и характеристиках объектов, включая характеристики правового режима (общественные и частные ограничения);
♦ информация об ИНН юридических и физических лиц;
♦ реестры объектов налогообложения, ставок налога и налогоплательщиков;
♦ статистические сведения об объектах недвижимого имущества;
♦ данные мониторинга, статистики, обобщенные данные о правовом режиме земель и данные по иным запросам;
♦ данные градостроительного зонирования (утвержденные органами власти);
♦ нормативно-правовые акты о регулировании земельных отношений, данные о реализуемых землеустроительных проектах;
♦ данные о качественных характеристиках земли сельхозназначения и данные мониторинга земель;
♦ результаты изысканий по качественной оценке земель;
♦ данные о кадастровой, рыночной и страховой стоимости сельхозземель;
♦ данные о правовом режиме и границах земель;
♦ данные о кадастровых номерах объектов недвижимости;
♦ запросы на государственный учет объектов недвижимости;
♦ данные о границах категорий и видов земель;
♦ выписки из ГЗК о характеристиках и правовом режиме земель;
♦ индивидуальные оценки объектов недвижимого имущества и оценочные зоны;
♦ исходные данные для проведения индивидуальной и групповой оценки;
♦ сведения об объектах недвижимости для оформления сделок;
♦ исходные данные на проведение землеустроительных работ;
♦ результаты землеустроительных работ (включая результаты реализации землеустроительных проектов);
♦ исходные данные для проведения контроля за состоянием земель и сведения о держателях вещевых прав.
Исходя из данной схемы и современной структуры федеральной власти и субъектов Федерации, ГЗК будет представлять собой универсальную трехуровневую систему, аналогичную территориальному управлению страны:
♦ ГЗК района — Кадастровые бюро (КБ) района;
♦ ГЗК субъекта — КБ субъекта;
♦ ГЗК федерации — КБ Федерации.
Причем на уровне ГЗК субъекта и ГЗК Федерации происходит создание научно-методического обеспечения и руководства формированием ГЗК. Здесь необходимо учитывать, что регистрационные округа ГЗК и структур госрегистрации прав на недвижимое имущество (НИ) часто не совпадают друг с другом, что является особенностью многоуровневой системы ГЗК и характеристики объектов ГЗК, которыми являются:
♦ базисы пространства как природного ресурса (на основе зонирования территории или подводной поверхности);
♦ земельные участки как пространственный базис размещения комплекса улучшений всех форм собственности земли (учитываются и части участков в случае их обременения или изменения правового режима);
♦ природные первичные объекты как статус земельного участка;
♦ искусственные первичные объекты (комплекс улучшений) в составе комплексных землепользовании;
♦ искусственные первичные объекты (комплекс улучшений) в случае различия участка и улучшения по правовому статусу;
♦ вторичные объекты;
♦ территориальные зоны всех видов зонирования;
♦ качество земель сельскохозяйственного назначения;
♦ данные кадастровой и рыночной оценки земель различных категорий;
♦ проекты землеустройства и планировки на этапе реализации;
♦ пункты опорной межевой сети;
♦ статистическая информация.
В соответствии с вышесказанным информация ГЗК имеет строгую иерархическую структуру (район, субъект РФ, РФ).
Земельный кадастр является информационной системой, в которой для первичного оформления (учета объекта недвижимости в ГЗК) объекта недвижимости заполняется специализированная учетная форма. Данная форма позволяет вносить данные не только об объекте, но и по мере необходимости изменять эти характеристики (данные могут вноситься в раздел ГЗК — комплекс учетных листов). В свою очередь, учетные листы (учетные формы) стандартизированы федеральными органами в области необходимого минимума сведений об объекте учета. Однако в формах существуют дополнительные пункты для описания некоторых других качественных и количественных характеристик (субъекты РФ могут законодательно закрепить свои региональные особенности в области ведения ГЗК), которые будут отражать специфику субъекта РФ или муниципального образования. Данные положения особенно актуальны для Москвы в силу особого статуса крупного городского поселения, особенностей формирования пространственно-исторического базиса и положения столицы крупной трансконтинентальной страны.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН).Одной из особых категорий имущества является недвижимое имущество. Недвижимость — это конгломерат земельных участков и связанных с ними естественных и искусственных объектов, которые могут являться объектом гражданских правоотношений (в рамках действующего законодательства) и обладают широким спектром потребительских характеристик. Отношения в области недвижимости являются производными от земельных и имущественных отношений. А само фактическое описание характеристик объекта недвижимости сложилось в следующие основные группы:
♦ физические характеристики, определяющие конкретный объект в момент исследования;
♦ характеристики правового статуса с учетом мониторинга правовых аспектов и сервитутов на объект недвижимости;
♦ характеристика экономической ценности объекта в отношении адекватной оценки при взимании налогов, принудительном выкупе для государственных нужд, купле-продаже и страховой комиссии;
♦ специальные характеристики объекта (для здания — толщина и материал стен, цокольный этаж, для земельного участка — площадь, тип и толщина природного слоя, наличие гидромелиоративных сооружений).
Согласно теории управления недвижимостью эффективное государственное регулирование отношений в сфере недвижимости достигается в том случае, если данные характеристики являются фактическими, документально подтвержденными, юридически зафиксированными. В результате чего эти характеристики создают информационную базу на бумажных и электронных носителях.
Наличие данной базы позволяет решить органам власти комплекс задач, направленных на:
♦ обеспечение законных прав собственников на недвижимость и формирование регионального рынка недвижимости;
♦ создание налогооблагаемой базы от эксплуатации недвижимости;
♦ создание механизма контроля за рациональным использованием государственной муниципальной собственности.
Формальная логика построения характеристик объекта недвижимости показывает их тесную связь и логическое построение в виде рациональной схемы информационной базы, обеспечивающей регулирование отношений в сфере недвижимости, которая может быть реализована как государственный кадастр недвижимости (ГКН).
В настоящий момент в научной литературе рассматривается несколько вариантов функциональных структур ГКН, однако они все учитывают определенные ведомственные интересы, поэтому рассмотрим наиболее идеальную структуру ГКН.
Рассмотрим систему действия данной структуры ГКН.В ГКН вносятся сведения о следующих объектах:
♦ территориальное зонирование (зоны разрешенного использования, со своим регламентом использования);
♦ земельные участки;
♦ улучшения (здания, сооружения);
♦ первичные объекты недвижимости;
♦ части первичных объектов недвижимости (различные помещения или их части — вторичные объекты недвижимости).
Внесение данных сведений производится на основе фискального принципа — государственной регистрации прав и обязанностей собственников и пользователей объектов недвижимости. В результате в ГКН фиксируется ряд процессов:
♦ госучет объектов недвижимости — обеспечивает реестр объектов ГКН и их характеристики;
♦ госрегистрация прав на недвижимость — обеспечивает обновле
ние в ГКН реестра прав на недвижимость;
♦ госрегистрация оценок объектов недвижимости — обеспечивает ГКН экономическими характеристиками;
♦ госучет территориальных зон — обеспечивает ГКН основными характеристиками по регулированию земельных отношений в зонах разрешенного использования.
Единство структуры и системы ГКН с информацией и объектом осуществляется на основе кадастрового номера объекта недвижимости, обеспечивающего информационно-имущественную уникальность объекта.
ГКН кроме учета недвижимости имеет еще и практическую сторону регулирования земельно-имущественных отношений по формированию процессов государственного управления отношениями в сфере недвижимости:
♦ формирование, создание, финансирование объектов недвижимости с проведением соответствующих юридических, административных и хозяйственных (на местности) мероприятий и с последующим подтверждением физических, экономических, правовых аспектов за соответствующим объектом и его уникальным кадастровым номером;
♦ выделение территориальных зон разрешенного использования как основы регулирования управления земельно-имущественным комплексом на основе федерального и регионального законодательства.
Сам процесс формирования является результатом комплекса действий, которые позволили собрать следующие комплекты правоустанавливающих документов:
♦ комплекс подлинных правоустанавливающих документов для регистрации прав на недвижимость;
♦ кадастровое дело объекта недвижимости для присвоения уникального кадастрового номера и госучета;
♦ блок экономических характеристик для госрегистрации как объекта налогообложения объекта недвижимости.
В свою очередь, результатом формирования территориальных зон являются несколько документов:
♦ кадастровое дело зоны с описанием границ;
♦ свод правил землепользования и застройки поселения с указанием правовых регламентов зон разрешенного использования;
♦ схема прогнозного развития поселения на перспективу.
Согласно принятым нормам и правилам сохранения и использования информация об объектах недвижимости и зонирования поселений представляется на двух базах:
♦ в текстово-цифровом — семантическом виде, представляет собой информационную базу, в которой содержится полный перечень сведений об объекте недвижимости и характеристик режимов территориальных зон;
♦ в графическом, в виде дежурных кадастровых карт (планов) земельных участков, оперативных планов поселений с обязательным указанием всех видов зонирования отображенной территории, а также с нанесением всех улучшений, в том числе зданий-сооружений.
Процесс существования ГКН представляет собой постоянный мониторинг обеих баз, текстовой и графической, с обязательным выполнением мероприятий по действию ГКН:
♦ обеспечение условий по содержанию ГКН в рабочем состоянии;
♦ предоставление информации ГКН заинтересованным организациям и лицам;
♦ анализ тенденций развития регионального рынка недвижимости;
♦ разработка механизмов по созданию оптимальных моделей управления недвижимостью по заказу государственных, муниципальных, коммерческих структур и физических лиц.
Реализация данной концепции существования ГКН позволит создать универсальный банк данных о недвижимости и выполнить несколько основных предъявляемых требований к данной базе:
♦ создание единой базы данных о недвижимости на контролируемой территории ГКН и существующих правилах землепользования и застройки в данном регионе;
♦ описание и достоверность информации в ГКН должна быть обеспечена государственными органами и подтверждена документально;
♦ стандартизация сведений об объекте недвижимости;
♦ возможность получения и обмена информацией с организациями, формирующими и потребляющими информацию ГКН;
♦ создание, ведение, совершенствование и автоматизация ведения единой базы данных ГКН на основе единой электронно-информационной технологии;
♦ доступность информации и защищенность базы данных от пользователей информации.
Создание ГКН лежит в непосредственной трансформации и дальнейшем развитии и пополнении ГЗК, что позволит создать единую систему и технологию ведения ГКН в России.