Ведение государственного земельного кадастра
До принятия соответствующих федеральных законов основными документами, регламентирующими ведение государственного земельного кадастра как системы, содержащей достоверные сведения и документы о правовом положении, количестве, качестве и кадастровой оценке земель, являлись Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», а также Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 г. № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость». В соответствии с ними государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся Роскомземом по единой системе на всей территории Российской Федерации и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с ней, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
Итак, свершилось: 2 января 2000 г. исполняющий обязанности Президента РФ В. В. Путин подписал важнейший федеральный закон «О государственном земельном кадастре». В новое тысячелетие Россия вошла с инфраструктурой, создающей информационную основу управления земельными ресурсами государства с рыночной экономикой.
Действительно, государственный земельный кадастр призван обеспечить юридически значимой информацией следующие важнейшие потребности общества:
♦ гарантии прав собственности и надежной защиты прав владения недвижимостью;
♦ поддержку системы налогообложения земли и недвижимой собственности;
♦ гарантии ипотечных кредитов;
♦ развитие и контроль земельного оборота;
♦ государственный контроль и охрану земель;
♦ земельные споры;
♦ проведение земельной реформы, включая приватизацию земли;
♦ развитие территорий, планирование и эффективное использование земельных ресурсов;
♦ рациональное использование окружающей среды.
♦ И наконец, сегодня в сложных условиях развития нашей страны государственный земельный кадастр наравне с Налоговым и Гражданским кодексами призван обеспечить стабильность и сохранение единого экономического пространства, эта задача подчинена важнейшему государственному интересу России — отвести угрозу распада страны и сохранить ее территориальную целостность.
♦ Разработка такой системы постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 была поручена Госкомзему России, а срок ее создания определен в 5 лет. Уже тогда специалистам было ясно, что создать систему в такие сроки невозможно: необходимо было принять соответствующие федеральные законы, провести инвентаризацию земель на территории У8 части суши земного шара, создать нормативно-техническую базу, специальное программное обеспечение, оснастить 2500 земельных комитетов современными средствами вычислительной техники, создать системы передачи и защиты информации, обучить около 10 тыс. специалистов ведению государственного земельного кадастра. И это все практически с нуля, тогда как мировой цивилизации потребовалось на это несколько веков, а сами страны были в несколько раз меньше.
♦ Осознавая важность и исключительное значение государственного земельного кадастра в деле становления рыночной экономики страны, Правительство РФ Постановлением от 23 августа 1996 г. № 923 утвердило федеральную целевую программу «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации». Всемирный банк с этого же года выделил России заем 80 млн долларов США на цели создания и развития системы земельной регистрации ЛАРИС. Почти одновременно Госкомзем России наряду с силовыми ведомствами включается в программу автоматизации федеральных органов исполнительной власти в рамках российско-германского проекта «Гермес».
♦ Общество стало отчетливо понимать роль государственного земельного кадастра как многофункциональной информационной инфраструктуры государства, базы для других государственных кадастров, как например, градостроительного: в ст. 54 Градостроительного кодекса РФ прямо указано, что основой градостроительного кадастра является государственный земельный кадастр.
Между тем следует отметить, что активное развитие государственного земельного кадастра в 1990-е гг. происходило в отсутствие современных законодательных актов: Государственная дума отказывалась принимать Земельный кодекс, что сдерживало разработку закона«О государственном земельном кадастре». В этих условиях возложенные Президентом РФ на Госкомзем России функции государственной земельной регистрации были переданы Минюсту России. И только в 1998 г., когда судьба Земельного кодекса стала ясна, было принято решение о подготовке самостоятельного федерального закона «О государственном земельном кадастре», который общество ждало так долго — и сколько на этом потеряло!
Сегодня, когда государственный земельный кадастр создается в земельных комитетах практически всех городов и районов Российской Федерации, многие из которых оснащены современными программно-техническими комплексами, закон делает кадастровую информацию юридически значимой.
Что действительно существует, так это проблема состава сведений, содержащихся в государственном земельном кадастре, и нам она известна. Дело в том, что государственный земельный кадастр — многоцелевая общегосударственная система:
♦ аграрный сектор экономикитребует в первую очередь информации о сельскохозяйственных угодьях (плодородии, уклоне полей, механическом составе почв и др.);
♦ экологамнеобходимы данные о загрязнении почв радионуклидами, тяжелыми металлами, продуктами нефтеоргсинтеза, пестицидами и др.;
♦ градостроителямтребуется информация о различных зонах, карстовых явлениях, подтоплениях, размывании береговой полосы и т. п.
Можно перечислить еще десятки показателей, необходимых для рационального и эффективного использования земельных ресурсов страны. Между тем сбор и актуализация этой информации, осуществляемые соответствующими федеральными ведомствами, требуют колоссальных затрат. Поэтому окончательный состав сведений о качественном состоянии земель действительно до конца еще не определен. Но одно ясно: федеральный закон закрепляет обязанность всех органов, осуществляющих ведение государственных и иных кадастров, координировать свою деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основе сведений государственного земельного кадастра.
Согласно Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя следующие действия (указаны в последовательности практикуемой технологии процесса):
1)проверка представленных заявителями документов;
2)изготовление дежурных кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел;
3)удостоверение в установленном порядке дежурных кадастровых карт (планов) земельных участков;
4)присвоение кадастровых номеров земельным участкам;
5)составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель (ЕГРЗ).
По завершении указанных действий заявителям выдаются кадастровые карты (планы) земельных участков.
Важно отметить, что до начала указанных действий, проводимых в государственной системе кадастрового учета, заявители должны выполнить ряд предваряющих, необходимых и важных действий. В число таких предваряющих действий входят, в частности, подготовка планов земельных участков, которые выполняются, как правило, частными лицензированными фирмами, и прохождение необходимых согласований с органами местного самоуправления. Только после выполнения этих предваряющих действий (которые оказываются достаточно трудоемкими, дорогостоящими и продолжительными) начинаются действия уже в рамках собственно государственной системы кадастрового учета. Также важно отметить, что изготовление дежурных кадастровых карт (ДКК) земельных участков, производимое в системе государственного учета, осуществляется на основе планов земельных участков, выполненных вне этой государственной системы. Особенности процесса состоят в следующем:
♦ согласование проекта плана земельного участка муниципальными органами;
♦ контроль комплектности документов, качества исполнения геодезической съемки выполняют земельные комитеты Росземкадастра;
♦ внесение сведений в ЕГРЗ, присвоение кадастрового номера осуществляют кадастровые палаты Росземкадастра.
Для этой схемы примечательно то, что исполнительные и контрольные функции выполняются разными подразделениями одной и той же структуры. Особое значение при этой схеме приобретают контрольные функции, осуществляемые земельными комитетами. Поскольку на систему государственного кадастрового учета возложены еще и контрольные функции, то ведение ДКК в электронном виде является одним из основных способов осуществления контроля правильности ведения землеустроительных мероприятий.
Чтобы осуществлять эти контрольные функции, необходимо:
♦ утверждать проекты планов земельных участков;
♦ контролировать комплектность документов;
♦ контролировать качество исполнения геодезической съемки;
♦ не допускать наложения границ землепользовании (что невозможно без отражения графической информации в цифровом электронном виде) и т. д.;
♦ обладать соответствующими электронными архивами и электронной дежурной кадастровой картой.
Часто на практике земельные комитеты не располагают этими материалами, которые являются необходимым условием для проведения контроля. Кроме того, технологический разрыв в составе одной административной структуры контрольных и исполнительных функций на практике приводит к затрате заявителями большего количества времени на осуществление учета земельных участков.