Проведение земельных торгов
Проведение земельных торгов (аукционов, конкурсов) осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, которые разработаны с целью систематизации вопросов, необходимых для подготовки и проведения земельных торгов. Они предназначены для государственных органов власти субъектов РФ, в которых намечаются организация и систематическое проведение торгов по продаже земель или по продаже права аренды земельных участков различного целевого назначения: под застройку, для нужд коммунального хозяйства, для личного подсобного, крестьянского (фермерского) хозяйства и другого сельскохозяйственного назначения. Объектами продажи земель или права аренды земельных участков являются государственные земли субъекта РФ или земли муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ.
Методические рекомендации не распространяются на торги землями, занятыми строениями, в том числе под незавершенным строительством, а также на продажу и аренду земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.
Законодательно-нормативной базой для проведения такой работы в субъекте РФ являются действующие федеральные законы, а также законы субъекта РФ «О земле», «О залоге (ипотеке) земель сельскохозяйственного назначения», «Об оценке земли» и другие, разрешающие свободный оборот земельных участков.
Методические рекомендации состоят из следующих основных разделов:
♦ подготовка проведения торгов и связанные с этим организационно-распорядительные мероприятия;
· документы, необходимые для подготовки торгов; проведение аукционов и конкурсов;
· оформление результатов торгов, перечень и формы документов, выдаваемые победителю торгов.
Подготовка проведения земельных торгов должна осуществляться в зависимости от специфики местных условий субъекта РФ. На первом этапе, когда еще отсутствует опыт проведения подобных мероприятий, целесообразно проведение земельных торгов поручить Комитету по земельным ресурсам и землеустройству субъекта РФ, в котором имеется вся необходимая документация по землям данного субъекта РФ. По усмотрению Администрации субъекта РФ ответственным за эту работу может быть назначен другой государственный орган. По мере развития этого процесса и перехода к проведению земельных торгов на регулярной основе может быть создан специализированный орган субъекта РФ либо в виде Межведомственной комиссии субъекта РФ по проведению земельных торгов, либо в виде унитарного государственного предприятия по проведению земельных торгов в данном субъекте РФ.
В первом разделе Методических рекомендаций приводятся проекты распоряжения администрации субъекта РФ об образовании Межведомственной комиссии по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов) и положение об этой комиссии. В число членов комиссии включаются представители всех заинтересованных государственных органов управления субъекта РФ, муниципальных образований и общественных организаций. Основной функцией Межведомственной комиссии является рассмотрение предложений собственников земель — государственных органов управления субъекта РФ и органов местного самоуправления о земельных участках, предлагаемых на продажу или в аренду через торги, принятие решения о выставлении этих участков на торги, форме торгов (аукцион, конкурс) и их виде (открытый, закрытый). Кроме того Межведомственная комиссия анализирует результаты проведения торгов в субъекте РФ и подготавливает предложения по улучшению этой работы.
Для проведения аукционов или конкурсов назначаются аукционные или конкурсные комиссии, которые проводят всю работу по анализу соответствия установленным требованиям документов на земельные участки, представленные на торги, подготовку и проведение аукциона или конкурса, определение победителя и подготовку документации для заключения договоров купли-продажи или права аренды земельных участков.
Кроме этой двухуровневой схемы проведения земельных торгов в субъекте РФ возможны и другие варианты организации этой работы. В частности, может быть принято решение об организации и проведении торгов одним из собственников земли государственных органов управления субъекта РФ или муниципальным органом управления.
Второй раздел посвящен подготовке проведения торгов. Здесь важное значение имеет единообразие документов, которые должны быть подготовлены продавцами для земельных участков, выставляемых на торги. В качестве примеров даны образцы документов и форм, которые подготавливаются для земельных участков, предназначенных для продажи или аренды. В зависимости от целевого назначения использования участка набор заключений от государственных органов управления может быть различным.
Важным элементом этой работы является обеспечение юридической чистоты представленных на торги земельных участков. На них не должны быть представлены спорные земельные участки или участки, по которым проходят судебные разбирательства или имеются решения судебных органов, ограничивающие их продажу или передачу в аренду.
В третьем разделе приведены примерные Порядки проведения аукционов или конкурсов, а также образцы документов (протоколы заседания комиссии, информационное сообщение и др.), которые составляются при проведении земельных аукционов или конкурсов.
В Методических рекомендациях в основном даны примеры документов, составляемых при проведении аукционов, поскольку документы, составляемые при проведении конкурсов, во многом аналогичны. Необходимо учитывать, что при регистрации заявок на конкурс нужно фиксировать не только дату приема заявки, но и время ее регистрации, поскольку это может иметь значение при определении победителя конкурса. Приводится образец договора о внесении задатка, в котором юридические отношения между заявителем и комиссией по проведению торга оформлены в соответствии с требованиями ГК РФ.
В четвертом разделе приведены образцы документов, которые необходимо выдать победителю торгов (аукционов или конкурсов).
В качестве примера приведен образец договора купли-продажи земельного участка по результатам торгов, применяемый в Саратовской области. Дана также примерная форма договора продажи права аренды земельного участка на аукционе (конкурсе). В качестве справочного материала приведены формы договора аренды сельскохозяйственной земли, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 марта1992 г. № 177, и форма договора аренды земельных участков в границах земель населенных пунктов для всех видов разрешенного использования, кроме сельскохозяйственного, рекомендованная письмом Госкомзема России от 18 марта 1996 г. № 5-16/489.
В приложении приводится перечень федеральных законов, постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов, которыми регулируются те или иные вопросы проведения торгов. Даны некоторые нормативные документы, принятые Саратовской, Московской областями и городом Москвой по отдельным вопросам проведения земельных торгов. Приведены также выписки из нормативных документов, в которых освещаются вопросы распределения средств по итогам проведения торгов.
Методические рекомендации могут быть использованы органами власти субъектов РФ в качестве основы или справочного материала при разработке собственных Рекомендаций по проведению земельных торгов с учетом местных условий.