Государственное регулирование в теории меркантилизма
Концептуальные основы государственного регулирования экономики
Тема 2.Концепции государственного регулирования экономики
Проблемы, связанные с определением роли и места государства в системе национальной экономики, занимали умы ученых с начального этапа возникновения экономической науки. В XV— XVII вв., в период первоначального накопления капитала, представители школы меркантилизма обосновали необходимость активной государственной экономической политики.
Теория раннего (денежного) меркантилизма (в числе ее сторонников англичанин У. Стаффорд, итальянец Г. Скаруффи и др.) предлагала государствам осуществить систему мер, направленных на удержание денег в стране. Среди этих мер — запрещение вывоза Денег за границу, введение государственной монополии на торговлю валютой, создание «складочных мест» для торговли иностранными товарами. Все вырученные от продажи средства иностранцы были обязаны истратить на покупку изделий местного производства.
Со второй половины XVI в. развивается и достигает расцвета в XVII в. так называемый поздний (или мануфактурный) меркантилизм (Т. Ман, А. Серра, А. де Монкретьен и др.). В это время сфера государственной экономической политики перемещается в область торговли и важнейшей задачей становится создание системы активного торгового баланса. Государство, как утверждали сторонники позднего меркантилизма, тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных из страны и ввезенных в нее товаров. Предлагались два способа решения этой задачи:
1) вывоз изделий, произведенных в своей стране (причем разрешался только вывоз готовых изделий, поскольку от их продажи выручается больше денег, чем от вывоза сырья), и одновременный запрет на ввоз предметов роскоши;
2) ведение посреднической торговли, для чего разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране, продавать дороже — в другой.
Для формирования активного торгового баланса и захвата внешних рынков правительство должно было регулировать ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять вывоз. Таким образом, в XV—XVI вв. европейские правительства с помощью декретов и полицейских мер ограничивали вывоз золота из страны и стимулировали ввоз денежного материала из колоний. Однако уже к началу XVI в., когда долгожданное золото хлынуло из Америки в Европу, вместо реального процветания народы Европы столкнулись с первой мировой «революцией цен» — существенной инфляцией, к которой привел избыток денег в обращении.
В 1630 г. Т. Ман заметил, что приток в страну драгоценных металлов поднимает внутренние цены и доктрина «купить дешевле, продать дороже» оборачивается против самой страны. Р. Кантильон и Д. Юм в XVIII в. сформулировали следующий вывод: любые дополнительные объемы добычи золота в отдельной стране повысят уровень внутренних цен относительно других стран. В результате превышение импорта над экспортом должно оплачиваться оттоком золота. В 1690 г. Дж. Л окк пришел к выводу, что цены изменяются вопределенной пропорции к количеству денег воб- рашении. Представители классической политической экономии позднее пришли к выводу о том, что государству нет никакой необходимости заботиться о долгосрочном активном состоянии торгового баланса.
Идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной экономической политики, получившей название протекционизма и направленной на защиту национальной экономики от иностранных конкурентов и расширение внешних рынков.
1.1.2. Идеи «невмешательства» и классический либерализм
С завершением этапа первоначального накопления капитала теории меркантилизма теряют былую популярность. Обоснование новых взглядов экономического либерализма дали создатели классической школы политической экономии А. Смит и Д. Рикардо.
Среди главных факторов богатства нации А. Смит выделял разделение труда, накопление капитала и государственное невмешательство в экономику. Согласно принципу «невидимой руки» рынка поведение отдельных людей в соответствии с концепцией максимизирующего выгоду «экономического человека» гарантирует наибольшее благосостояние. И эта максимизация может быть достигнута лишь при неограниченной свободе рыночной деятельности. Дело в том, что государство своими действиями приводит к отклонению рыночных цен от их естественного уровня. И тем не менее А. Смит выделял три вида вмешательства государства — «ночного сторожа», которые нужны для рыночной экономики, поскольку способствуют накоплению капитала. К ним относятся расходы на общественные работы, поддержание военной безопасности, а также на обеспечение и поддержание правовой системы, поскольку в стране, где гражданин не чувствует уверенности в обладай и и собственностью, не могут процветать торговля и промышленность.
Д. Рикардо, теоретик и практик капиталистического предпринимательства, был также сторонником всемерного ограничения вмешательства государства в экономику. Как и А. Смит, он полагал, что в экономике действуют объективные и стихийные, но познаваемые законы. Механизм их действия при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства поддерживает экономическую систему в равновесии. В то же время Д. Рикардо обращал особое внимание на необходимость выработки государственной экономической политики, способствующей росту производительных сил общества.
Наряду с А. Смитом он считается создателем теории свободной торговли. Политика фритредерства представлялась обоим идеальной, всегда выгодной всем странам и народам. В книге «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) Д. Рикардо выдвинул и обосновал принцип сравнительных преимуществ в международной торговле (после теории абсолютных преимуществ А. Смита), что явилось теоретическим обоснованием выгод, приносимых международной специализацией производства. Поддержка в научном и бизнес-сообществе политики невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность принесла Англии впоследствии огромные успехи, фактически превратив ее в «мастерскую мира», на столетие вперед определив принципы экономической политики капиталистических стран.