Государственное регулирование в теории меркантилизма

Концептуальные основы государственного регулирования экономики

Тема 2.Концепции государственного регулирования экономики

Проблемы, связанные с определением роли и места государст­ва в системе национальной экономики, занимали умы ученых с начального этапа возникновения экономической науки. В XV— XVII вв., в период первоначального накопления капитала, предста­вители школы меркантилизма обосновали необходимость актив­ной государственной экономической политики.

Теория раннего (денежного) меркантилизма (в числе ее сторон­ников англичанин У. Стаффорд, итальянец Г. Скаруффи и др.) предлагала государствам осуществить систему мер, направленных на удержание денег в стране. Среди этих мер — запрещение вывоза Денег за границу, введение государственной монополии на торгов­лю валютой, создание «складочных мест» для торговли иностран­ными товарами. Все вырученные от продажи средства иностранцы были обязаны истратить на покупку изделий местного производ­ства.

Со второй половины XVI в. развивается и достигает расцвета в XVII в. так называемый поздний (или мануфактурный) мерканти­лизм (Т. Ман, А. Серра, А. де Монкретьен и др.). В это время сфера государственной экономической политики перемещается в об­ласть торговли и важнейшей задачей становится создание системы активного торгового баланса. Государство, как утверждали сторон­ники позднего меркантилизма, тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных из страны и ввезенных в нее това­ров. Предлагались два способа решения этой задачи:

1) вывоз изделий, произведенных в своей стране (причем раз­решался только вывоз готовых изделий, поскольку от их продажи выручается больше денег, чем от вывоза сырья), и одновременный запрет на ввоз предметов роскоши;

2) ведение посреднической торговли, для чего разрешался вы­воз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать де­шевле в одной стране, продавать дороже — в другой.

Для формирования активного торгового баланса и захвата внеш­них рынков правительство должно было регулировать ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять вывоз. Таким образом, в XV—XVI вв. европейские правительства с помо­щью декретов и полицейских мер ограничивали вывоз золота из страны и стимулировали ввоз денежного материала из колоний. Однако уже к началу XVI в., когда долгожданное золото хлынуло из Америки в Европу, вместо реального процветания народы Европы столкнулись с первой мировой «революцией цен» — существенной инфляцией, к которой привел избыток денег в обращении.

В 1630 г. Т. Ман заметил, что приток в страну драгоценных металлов поднимает внутренние цены и доктрина «купить дешевле, продать доро­же» оборачивается против самой страны. Р. Кантильон и Д. Юм в XVIII в. сформулировали следующий вывод: любые дополнительные объемы до­бычи золота в отдельной стране повысят уровень внутренних цен относи­тельно других стран. В результате превышение импорта над экспортом должно оплачиваться оттоком золота. В 1690 г. Дж. Л окк пришел к выводу, что цены изменяются вопределенной пропорции к количеству денег воб- рашении. Представители классической политической экономии позднее пришли к выводу о том, что государству нет никакой необходимости за­ботиться о долгосрочном активном состоянии торгового баланса.

Идеи меркантилизма стали теоретической базой государствен­ной экономической политики, получившей название протекционизма и направленной на защиту национальной экономики от ино­странных конкурентов и расширение внешних рынков.

 

1.1.2. Идеи «невмешательства» и классический либерализм

С завершением этапа первоначального накопления капитала теории меркантилизма теряют былую популярность. Обоснование новых взглядов экономического либерализма дали создатели клас­сической школы политической экономии А. Смит и Д. Рикардо.

Среди главных факторов богатства нации А. Смит выделял разде­ление труда, накопление капитала и государственное невмешатель­ство в экономику. Согласно принципу «невидимой руки» рынка поведение отдельных людей в соответствии с концепцией максими­зирующего выгоду «экономического человека» гарантирует наи­большее благосостояние. И эта максимизация может быть достигну­та лишь при неограниченной свободе рыночной деятельности. Дело в том, что государство своими действиями приводит к отклонению рыночных цен от их естественного уровня. И тем не менее А. Смит выделял три вида вмешательства государства — «ночного сторожа», которые нужны для рыночной экономики, поскольку способствуют накоплению капитала. К ним относятся расходы на общественные работы, поддержание военной безопасности, а также на обеспече­ние и поддержание правовой системы, поскольку в стране, где граж­данин не чувствует уверенности в обладай и и собственностью, не мо­гут процветать торговля и промышленность.

Д. Рикардо, теоретик и практик капиталистического предприни­мательства, был также сторонником всемерного ограничения вме­шательства государства в экономику. Как и А. Смит, он полагал, что в экономике действуют объективные и стихийные, но познаваемые законы. Механизм их действия при отсутствии внешнего (государ­ственного) вмешательства поддерживает экономическую систему в равновесии. В то же время Д. Рикардо обращал особое внимание на необходимость выработки государственной экономической поли­тики, способствующей росту производительных сил общества.

Наряду с А. Смитом он считается создателем теории свободной торговли. Политика фритредерства представлялась обоим идеаль­ной, всегда выгодной всем странам и народам. В книге «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) Д. Рикардо выдвинул и обосновал принцип сравнительных преиму­ществ в международной торговле (после теории абсолютных пре­имуществ А. Смита), что явилось теоретическим обоснованием выгод, приносимых международной специализацией производства. Поддержка в научном и бизнес-сообществе политики невмешатель­ства государства в частнопредпринимательскую деятельность при­несла Англии впоследствии огромные успехи, фактически превра­тив ее в «мастерскую мира», на столетие вперед определив прин­ципы экономической политики капиталистических стран.