Теории происхождения государства

Теоретические модели государства и определение государственного регулирования

Тема 1. Обоснование экономической роли государства

Тысячелетняя история философской и научной мысли предло­жила целый ряд альтернатив, объясняющих возникновение и сущ­ность государства, включая и весьма экзотические версии. Однако все они могут быть разделены на две группы (рис. 1.1).

Договорная теория наиболее часто применяется в экономике для объяснения происхождения государства. С точки зрения сторон­ников этой теории, государство возникло в результате сознатель­ного и добровольного соглашения людей, которые для защиты прав собственности решили создать государственные институты. Необходимость объединения диктовалась также непредсказуемо­стью природной стихии и враждебностью соседних племен. Близкой по смыслу к договорной является ирригационная тео­рия, связывающая возникновение государства с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах древних Междуречья, Египта, Индии, Китая. Появление таких сооружений обусловило формирование слоя управленцев- профессионалов и социальных групп, обеспечивающих распреде­ление и учет. Подобный вид хозяйствования требовал жесткого централизованного управления, которое и обеспечило создание государства В противовес предыдущим подходам выделяется теория завое­вания. Ее сторонники предполагают, что первые государства воз­никли в результате воздействия внешнего фактора — завоевания крупными и сильными племенами слабых и малочисленных. В ре­зультате завоеватели порабощали массы людей, а государство ста­новилось органом власти победителей над побежденными.

Теория экономического детерминизма, или классовая теория, наи­более полно обоснована в марксистской концепции. Она объясня-

ет возникновение государства появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы с неприми­римыми интересами. Следовательно, возникновение государства как инструмента подавления сопротивления неимущих слоев яв­ляется результатом социально-экономических процессов развития общества.

Теократическая теория возникновения государства рассматри­вает факт его появления как Божий промысел, основываясь на те­зисе «вся власть от Бога». Данная концепция опирается на реаль­ные исторические факты: первые государственные образования зачастую имели религиозные формы (правление жрецов), а наибо­лее широкое распространение эта теория получила в эпоху Сред­невековья, когда церковной власти было необходимо обосновать свое превосходство над светской.

Патриархальная (патерналистская) теория рассматривает воз­никновение государства как процесс слияния малых семей в одну большую под руководством вождя или правителя, проявляющего заботу о своих подданных. Здесь патриархальная (семейная) власть эволюционирует во власть государственную. Такое видение полу­чило современную трактовку в идее государственного патернализ­ма. Предполагается, что действия государства осуществляются в соответствии с критерием максимизации функции общественного благосостояния, которая, в свою очередь, проистекает из отожде­ствления интересов государства и общества.

Органическая теория возникновения государства основана на аналогии общества и биологического организма: для обоих харак­терна стадийность развития, например переход от простого к слож­ному. С расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется правящий слой, и вое­низированное сообщество достигает единения на основе иерархи­ческой организации государства и власти.

Психологическая теория объясняет появление государства осо­быми свойствами человеческой психики — стремлением людей к поиску авторитета, указаниям которого можно было бы следовать в повседневной жизни. Утверждается, что государство и право по­рождены эмоциями и переживаниями людей, без которых невоз­можно существование устойчивых социальных групп.

Названные подходы зачастую не противоречат один другому, а скорее дополняют друг друга. Кроме того, приведенный пере­чень не является исчерпывающим. Такие теории, как патримони­альная (Карл Л. фон Галлер), спортивная (Хосе Ортега-и-Гасет), диффузная (Фриц Гребнер), расовая (Жозеф А. де Гобино) и дру­гие, также не могут претендовать на универсальность, учитывая лишь один из возможных факторов формирования государств. Во всяком случае, как показывают сравнительные исследования по­следних десятилетий, основанные на признании плюрализма фак­торов, не существует единой и обязательной причины его воз­никновения; государство является продуктом совокупности ряда внешних воздействий — географических, экологических, эконо­мических, технологических и институциональных.

Придерживаясь в дальнейшем договорного подхода, разделяе­мого, в частности, Дугласом Нортом, определим государство как организацию со сравнительными преимуществами в осуществле­нии насилия, распространяющегося на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать на­логами подданных. В данном случае насилие понимается как сино­ним власти, которая в мире ограниченных ресурсов является эф­фективным средством для перераспределения благ.

В экономической истории существует ряд примеров более или менее длительного периода жизнедеятельности сообществ без цен­тральной власти, например период «золотой лихорадки» в Кали­форнии, описанной Джоном Умбеком. Необходимым условием возникновения подобного сообщества послужило относительно равномерное распределение потенциала насилия (в данном случае речь идет о наличии у всех старателей шестизарядных кольтов и стремлении к горизонтальной социальной контрактации).

Иной подход к пониманию «договора» о возникновении госу­дарства как вертикальной социальной контрактации предложен американскими экономистами Мартином Макгиром и Мансуром Олсоном. Они отличают социальный контракт от сделки с «эксп­луататорским государством», указывая на пример Китая 1920-х гг., находящегося под контролем многочисленных вооруженных фор­мирований. Правитель, являясь «оседлым бандитом», превращал грабежи в форму налогообложения, пресекая при этом деятель­ность «бандитов-гастролеров». Отсутствие правителя, а равно и от­сутствие исключительных прав на территорию, приводило к воз­никновению эффекта быстрого исчерпания ресурсов региона и разорению местных хозяйств. В этом смысле «эксплуататорское государство» использует монополию на насилие для максимиза­ции доходов правителя или группы лиц и, вступая в противоречие с отдельным человеком или группой людей, как правило, выходит победителем, поскольку средние издержки осуществления наси­лия у него оказываются ниже, чем у оппонентов.