Поправки и пересмотр Конституции РФ.

Порядок и условия внесения в Конституцию поправок и ее пересмотра определяются в главе 9. Применительно к разным конституционным нормам предусмотрено 4 способа их изменения.

Первый способ. Положения глав 1, 2 и 9 изменяются в затрудненном порядке. Внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Дело в том, что любая норма этих глав находится в системной связи с другими положениями Конституции. Поэтому даже незначительное изменение норм этих глав предполагает пересмотр в соответствии с ее новым содержанием конституционного текста в целом.

Однако только Федеральное Собрание может по предложениям субъектов права законодательной инициативы возбуждать вопрос о пересмотре положений глав 1, 2 и 9. Для этого требуется, чтобы внесенное предложение было поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 3/5 депутатов Государственной Думы.

Круг субъектов права законодательной инициативы сужен. Право внесения изменений в Конституцию страны принадлежит только Президенту РФ, Совету Федерации и Государственной Думе в целом или группе численностью не менее 1/5 состава каждой из палат, Правительству РФ и региональным парламентам (ст. 134). При этом правом конституционной законодательной инициативы обладает всенародно избранный действующий Президент РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ исполняющий обязанности Президента РФ (Председатель Правительства РФ) не вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Основного Закона.

Принятие новой Конституции относится к компетенции специально созываемого Конституционного Собрания. Статус этого органа должен быть определен федеральным конституционным законом, однако такой закон пока не принят, и определенно говорить о составе, порядке формирования и созыва Конституционного Собрания, сроках его полномочий, процедурных моментах и пр. в настоящее время невозможно.

Конституционное Собрание по инициативе Федерального Собрания либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который самостоятельно принимает 2/3 голосов от общего числа членов или выносит на всенародное голосование. Соответственно конституционный порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 уточняется в ФКЗ о референдуме и Конституционном Собрании. Чтобы референдум считать состоявшимся, установлен порог явки: в нем должно принять участие более половины избирателей, а для положительного решения требуется более половины голосов принявших участие в голосовании избирателей.

Второй способ. Поправки к главам 3 – 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения законодательными органами не менее, чем 2/3 субъектов РФ.

При раскрытии содержания ст. 108 и 136 Конституции РФ законодатель в ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» исходит из их толкования Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. №12-П указал, что поправки к главам 3 – 8 принимаются в форме особого правового акта – закона РФ о поправке к Конституции РФ, имеющего особый правовой статус и отличающийся как от ФЗ, так и от ФКЗ.

Для закона о поправках к главам 3 – 8 Конституции РФ предусмотрена процедура принятия ФКЗ, но по форме – это ФЗ. Конституционный Суд полагает, что в отличие от поправок к Конституции РФ ФКЗ по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции и не может изменять ее положений, а также не может стать ее частью.

Процедура принятия закона о поправках к главам 3 – 8 Конституции РФ:

1) круг субъектов права законодательной инициативы определен в ст. 134 Конституции;

2) в срок не позднее 5 дней со дня принятия закона о поправке Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текс закона с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации (такая публикация ФКЗ не предусмотрена);

3) законодательный орган субъекта федерации самостоятельно обязан рассмотреть такой закон в срок не позднее 1 года со дня принятия;

4) Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения в форме постановления;

5) после вступления в силу закона о поправке необходимо еще включить соответствующую поправку непосредственно в текст Конституции, а значит нужно осуществить официальную публикацию текста Конституции. Президент в течение 1 месяца со дня вступления закона о поправке в силу официально публикует Конституцию с внесенной в нее поправкой, а также с указанием даты вступления поправки в силу.

Обязательные процедурные требования здесь следующие: одобрение большинством не менее 2/3 голосов от общего (т. е. конституционно установленного) числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (принять решение об одобрении либо неодобрении поступившего из Совета Федерации закона о поправках региональные парламенты должны в течение года).

В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето: в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы. В месячный срок после вступления в силу закона о поправках Президент РФ должен официально опубликовать новый (измененный) текст Конституции РФ.

В случае, если закон о поправках к Конституции РФ не получит одобрения законодательных органов власти не менее чем 2/3 субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о поправках допускается не ранее чем через 1 год со дня установления результатов рассмотрения закона региональными парламентами. Результаты рассмотрения устанавливает и объявляет Совет Федерации, при этом постановление Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения в течение 7 дней со дня его принятия может быть обжаловано в Верховном Суде РФ Президентом РФ или законодательным органом любого субъекта РФ.

Третий способ. Изменение статьи 65 Конституции РФ применяется в случае:

- принятия в состав РФ нового субъекта,

- образование в ее составе нового субъекта,

- изменение конституционного статуса действующего субъекта РФ.

Изменения вносятся в форме ФКЗ на основе ФЗ от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». Способ внесения изменений – официальное опубликование Президентом РФ Конституции в новой редакции в течение месяца со дня вступления в силу соответствующего ФКЗ.

Все три изложенных способа изменения Конституции относятся к числу жестких. Однако внесение изменений в действующую Конституцию возможно и в упрощенном порядке.

Четвертый способ. В текст статьи 65 Конституции РФ включаются новые наименования субъектов Федерации. Президент РФ издает указы на основании решений субъектов Федерации об утверждении ими своих новых наименований. Такой вариант изменения Конституции в ней самой не оговорен – он предусмотрен в постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ.

Изменялись названия: Ингушская Республика – на Республика Ингушетия; Республика Северная Осетия – на Республика Северная Осетия – Алания; Республика Калмыкия – Хальм Тангч – на Республика Калмыкия; Чувашская Республика – Чаваш республики – на Чувашская Республика – Чувашия; Ханты-Мансийский автономный округ – на Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Рассмотренный сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, Основного Закона государства вообще и базовых принципов (основ конституционного строя, составляющих правового статуса личности) в особенности. В то же время следует иметь в виду, что сами по себе юридические нормы еще не гарантируют стабильности Конституции. Огромную роль здесь играют факторы политического и исторического характера. Стабильность Конституции не следует рассматривать как ее неизменность: кардинальные изменения политической и социальной действительности в обязательном порядке должны влечь за собой изменения и Основного Закона государства, в противном случае возможна социальная нестабильность в обществе. Кроме того, Конституция РФ — конституция «живая»: при неизменности до сих пор ее текста (отдельные изменения в ч. 1 ст. 65 не являются принципиальными, сущностными) конституционные положения постоянно и весьма активно развиваются через принимаемые федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты Конституционного Суда РФ, складывающиеся конституционные обычаи и т. п.

Конституция РФ не предусматривает возможности и процедуры изменения преамбулы и норм раздела 2. Объясняется это следующим. Преамбула — та часть Конституции РФ, которая носит, с одной стороны, декларативный (в значительной степени моральный, нравственный), а с другой — основополагающий, незыблемый характер, и при действующей Конституции она должна оставаться неизменной. Раздел 2 Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения, цель которых, соответственно, обеспечить стабильность правовой системы государства в переходный период, а изменения таких положений могут нарушить эту стабильность. Кроме того, многие нормы раздела 2 фактически перестали быть действующими в связи с окончанием установленного для них переходного периода и принятием соответствующих законов на основе действующей Конституции РФ.