Теория «жизненных сил человека и его жизненного пространства».

Теории неоклассической социологии

План

Тема 12 нетрадиционная социология: основные теории

1 Особенности новой научной картины мира и способы его познания.

2Концепции современной социологии.

3Нетрадиционная социология: основные теории (А. Субетто, С. Григорьев, В. Немировский, Д. Невирко).

 

 

1 Особенности новой научной картины мира

и способы его познания

 

Итог ХХ века, кроме всего прочего, представляет собою кризис классической стихийной истории, как рождающейся системы противовесов, пределов действия традиционных механизмов цивилизационного развития: стихийной парадигмы капиталистического рынка; частной собственности; эгоцентричного индивидуализма; прибыли и наживы, экономики с доминантой функционала, самообеспечения, доминирования «хомо экономикус».

В эту систему ограничений входит и трансформация, кризис классического буржуазного гуманизма, который поставил в центр общественного развития, социальных ценностей человека с его системы потребностями деньги. Кризис связал личность системой стихийных факторов, условий социально-экономического, материально-производственного развития.

Необходимо отметить, что в ХХ веке вульгарная экономическая административно-социалистическая реализация гуманизма, а также его рыночно-капиталистическая модель осуществления на фоне возросшей «Энергетики хозяйствования» поставили «экономического человека» на край гибели (С. И. Григорьев, Субетто А. И.).

Реальные контуры первой фазы экологической катастрофы, очевидные признаки духовной и социально-информационной катастрофы в конце ХХ века, провал глобального эксперимента человечества по административно-директивному переустройству общества на справедливых началах, основывавшегося на вульгарном социологизме и экономизме, со всей очевидностью свидетельствуют о кризисе классических представлений о целесообразном порядке общественного устройства социальной жизни, а так же классических традиций общественного развития как таковых.

Именно эти обстоятельства делают сегодня чрезвычайно важными формирующиеся неклассические традиции социальной жизни, неклассическое социальное мышление, неклассическую социологию.

Итак, в современных условиях необходимо понять, осмыслить особенности новой научной картины мира, соответствующего ей способа познания. Необходимо понять, что влияет на формирование новых социологических теорий, определить границы возможностей использования классического социологического знания.

В системе научного знания нового времени наибольшее признание имеют пять доминирующих научных картин мира и способов его познания (С. И. Григорьев, Субетто А. И.):

· Схоластическая, в рамках которой природа и общество практикуются как некий шифр, текст, поддающийся (или нет) прочтению, расшифровке, пониманию; можно говорить и о мифологической картине мира как исторически первой картине мира, как исторически первой форме его постижения. Мифологическое сознание как форма и средство постижения мира сохраняется и в современном мире, оберегая современные реалии общественного и личностно- индивидуального бытия человека.

· Механистическая, в пределах которой природа и общество характеризуются как механизм, машина, все детали которой выполняют строго предназначенные для них характерные функции.

· Статистическая, в соответствии с которой общество и природа мыслятся как баланс, равнодействующая различных сил (природных, культурных, экономических, политических, социально-бытовых, общественных, групповых и личностно-индивидуальных).

· Системная, где природа и общество характеризуются главным образом как организованные системы, подсистемы, состоящие из элементов, способных к изменению, но обеспечивающих целостность и жизнестойкость как подсистем, так и больших систем в целом.

· Диатропическая картина мира и способ его познания, в рамках которых реальность бытия тактируется как ярмарка, сад, где возникающие флуктуации, объединения сил, образующие ряды тропов, признаков сущего, позволяют видеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво.

На стыке системной и диатропической картин мира активно развивается синергетика. Синергетика, как и диатропика, объединяет многое из западной и восточной социально – культурных традиций.

Ключевой идеей, принципом, способствующим переходу истории из ее классического этапа в неклассический (постклассический), классической социологии в неклассическую, является целостное осмысление единства человека, общества и природы; материального и духовного; характеристика человека как развивающегося и функционирующего биопсихосоциального и духовного существа.

При этом ни синергетика, ни диатропика не отрицают, не заменяют собой предшествующие картины мира и способы его познания, но скорее выступают их продолжением, дополнением, объединением. Для них по-прежнему значимо и то , что Г.Галилей, И.Кеплер видели мир как текст, шифр, книгу; и то, что И.Ньютон рассматривал мир как часы, сложную машину; и то, что Ч.Дарвин понимал мир как баланс, равнодействующую случайностей, среди которых природой по праву сильного происходит естественный отбор; и то, что В.И.Вернадский характеризовал мир как организм; и то, что Г.Лейбниц был склонен сопоставлять, использовать, фактически оперировать всеми известными истории науки моделями мира и способами его познания.

Диатропика дает возможность социальным наукам, формирующимся в русле постклассического обществознания и человековедения, преодолеть доминирование западной социологии, психологии, культурологи, педагогики, социальной философии; ввести в научный оборот богатейшие источники культуры Востока; учесть соответствующие традиции социальной мысли России как уникального евразийского национально-государственного, культурно-национального образования.

Становящаяся новая картина мира стимулирует возникновение нетрадиционных социологических концепций. В этом направлении следует назвать прежде всего инвайроментальную социологию, социоэкологию, социологическую концепцию жизненных сил человека, универсумную социологическую теорию и другие.

Логика развития современного социологического знания видится не только в борьбе различных школ, но и в трех основных типах изменения картин мира:

· Естественная эволюция, саморазвитие социологических теорий;

· Реформирование, трансформация практики их экспериментального, прикладного использования;

· Возникновение новых социологических теорий.

В настоящее время ситуация в эмпирической, и в теоретической социологии в России быстро меняется в лучшую сторону, и это порождает новые направления и новое содержание эволюции социологичского знания, в стране, глубокое осмысление ученых достоинств и недостатков классической социологии, осмысление новой социологической культуры.

 

2 Концепции современной социологии.

 

В современной социологии существует пять основных парадигм, исходных схем, объяснительных моделей, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

· Парадигма «социальных факторов» сводит социальную реальность к двум группам факторов: социальным структурам и социальным механизмом, которые отождествляются с понятием «реальных вещей».

Ее возникновение связано с именем французского социолога Э.Дюркгейма, выделяются два основных теоретических направления: структурно-функциональный анализ и концепции социального конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П.Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендоф.

· У истоков парадигмы «социальных дефиниций» лежат работы немецкого социолога М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных факторов. Согласно ей социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности.

Здесь существуют следующие теоретические направления: символический интеракиионизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями данной школы являются Т. Парсонс, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.

· Парадигма «социального поведения» опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена.

Наиболее известным представителем первой является американский психолог Б. Скиннер, второй – Д. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в реакции поведения человека на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

· Парадигма «психологического детерминизма» возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда (1856-1939). Социальная реальность в ней рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества.

Некоторые исходные постулаты фрейдизма, такие, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, Эдипов комплекс, антропопсихологический редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Дю Рисмен) и фреидомарксизма (г. Маркузе и Ф. Райх).

· Наиболее известна у нас парадигма «социально-исторического детерминизма», появление которой связано с работами классиков марксизма. Она рассматривает социальную реальность как совокупность отношении между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Несмотря на многочисленные попытки западных и отечественных социологов, пока так и не удалось создать единой общей социологической теории.

Разумеется, подход к тем или иным социологическим теориям у отечественных социологов разнообразен. По наблюдениям самих же социологов на развитие отечественной социологии заметное влияние оказали следующие факторы:

· Во-первых, заметно влияние марксисткой социологии, которая на многих вузовских кафедрах сохраняется, по крайней мере, как одно из фундаментных основании современного знания;

· Во-вторых, говоря о формировании нового социологического знания, нельзя не отметить серьезного влияния учебной социологической и научной литературы, переведенной с других языков, «прежде всего с английского». Эта тенденция в значительной мере была стимулирована в 90-е годы изданием авторов, поддерживаемых у нас в стране Фондом Сороса.

Оценка направления вразвития социологии двояко: с одной стороны, хорошо, что мы теперь знаем «ее еще надо адекватно осмыслить» зарубежную социологию, а с другой, эта литература в значительной мере дезориентирует отечественного читателя, «студента и преподавателя», ибо не учитывает социокультурный контекст России, традиции развития ее собственного социологического и исторического знаний.

Для русской культурно-философской традиции в целом характерно пристальное внимание к духовно-нравственному миру человека, экзистенциальной и религиозно-нравственной проблематике. Человека, и социум она рассматривает как неотъемлемую часть природы и Космоса, стремится выйти за рамки повседневного бытия в бескрайний мир трансцендентности. Она во многом предвосхитила формирование новой научной картины мира. Аналогичные принципы и подходы на Западе развиваются в настоящее время в рамках кибернетики, синергетики и других направлениях системного анализа.

Необходимость учета культурно-философских традиций нашей страны не означает призыва игнорировать зарубежные философские и социологические теории. Вместе с тем важно не впадать в крайность, не идти путем слепого заимствования концепций, порой отражающих иные социальные реалии, иной менталитет, иную культуру.

Процессы, происходящие в нашем обществе, непосредственно затрагивают его духовно-нравственную сферу. Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, были пророчески предсказаны в трудах российских мыслителей . Ломка системы ценностей, социально-экономический кризис, национальные и гражданские войны, упадок культуры и нравственности, усиление маргинализации и люмпенизации общества ставят перед социологами задачу развития науки на основе использования богатейших, еще до конца не осмысленных возможностей, которыми обладает отечественное культурно-философское наследие.

 

 

3 Нетрадиционная социология: основные теории

Итогом XX века явился кризис классической стихийной истории «Экономический человек» оказался на краю гибели.

Императивом выживаемости человечества в XXI в. является управляемая социоприродная эволюция.

В XXI веке фундаментальная наука является управляющей силой (идея коллективного, всемирного управления глобальными процессами социально – исторического развития).

В XXI в. формируется новая культура социального мышления, экологического мышления. Человек начинает нести ответственность за динамику социально – природной гармонии в форме «управляемой социально – природной эволюции».

В современных условиях человечество (глобальное общество) отчуждено от истории, еще не осознало экологических пределов стихийной истории. Человечество уже вышло по достаточно обширному спектру параметров за «пределы роста», уже живет за «пределами роста», в пределах быстрого приближения к катастрофе.

В. Вернадский высказал идеи о процессах перехода: геосферы в биосферу, затем биосферы в ноосферу.

Еще Э. Дюркгейм говорил о сближении понятий социологии и социализма (соборность, коллективность, кооперация, согласование интересов).

Речь идет о процессе формирования экологического социализма, о переходе конкурентной стихийной истории к кооперационной управляемой истории. Рыночный механизм социального развития не исчерпал себя (внутренняя логика), а в системе большой ЛОГИКИ исчерпал себя 30-40 лет назад (развитые страны). В связи с этим требуется усиление механизма «общественного интеллекта» (программно – прогнозного начала, требуется обуздать «стихию» человеческим разумом) (С. И. Григорьев, А. И. Субетто).

В механизме воспроизводства общественного интеллекта выделил 2 важнейших элемента: семьяиобразование.

Знания – субстанция общественного интеллекта. Существующий закон кругооборота интеллекта включает:

- закон «деперсонализации идей»: от индивидуального интеллекта к общему, социальному интеллекту через процессы объективизации знаний;

- от общественного интеллекта через процессы субъективизации знаний (закон «персонализации идей») к индивидуальному (А. И. Субетто).

В данном кругообороте реализуется принцип «интеллектуально – социального бессмертия»: разум – это «МЫ», не только «Я».

В целом, на смену информационного общества (XX век) приходит образовательное общество (XXI век). Реализация данного процесса осуществляется через опережающееразвитие человека (качество); развитие образовательных систем; общественного интеллекта; закона неоклассической социальной организации: меняется жизнь человека, социальных групп, общества в целом.

Возникает проблема качества общественного интеллекта, качества жизни человека.

В XXI веке биосфера требует от человеческой цивилизации экологического обобществления собственности, капитала (фондовая концепция) и управления в целях эффективной гармонизации отношений, вхождения «в нишу» лимитов природных ресурсов со стороны «социального бытия».

Системная революция формирует императивы универсализации человеческого бытия, преодоление профессионального, узкоспециализированного «кретинизма». Ставится вопрос универсализма, энциклопедизма, «Ренессанс профессионализма!».

Человек уже не может адаптироваться к XXI веку, не находясь в постоянном творчестве и саморазвитии – самоизменении на базе непрерывного образования.

Идет квалитативная революция XXI в., революция качества в глобальном обществе. Переход от качества товаров, технологий к качеству жизни человека, его личности (Всесторонне развитая личность), образования, культуры. Это явление проявляется во взаимодействии «жизненных сил человека» и «жизненного пространства».

Идет процесс перехода от ЭГО – центризма к ЭКО – центризму социума, культуры, экономики, процесс становления ЭКО – цивилизации, качества бытия: становления большого «социального кругооборота качества».

Зарождается нетрадиционная, неклассическая социология, социология качества жизни. В качестве методологической основы неоклассической социологии выступает «Философия качества».

Образовательная формационная революция отражает смену образовательно – педагогической формации просвещения, смену воспроизводства «человека – средства» дидактической формацией – образовательного общества, формацией воспроизводства «человека – цели», человека универсального, целостного, всесторонне и гармонично развитого, творческого человека (соответственно творчески, системно, социологически мыслящего.) (Хамо – Креатор).

Появление неоклассической социологии предполагает единство человека (его сознания), общества и природы: учет жизненных сил человека и жизненного его пространства.

 

Сущность этой теории зааключется в единстве трех источников жизненных сил человека (ЖСЧ): сексуальной, психологической, духовной энергий. Представим это следующим образом:

 

Дух ДЭ (духовная энергия)

(уровень сознания)

Душа Человек ПЭ (психо – энергия)

(ЖСЧ) (уровень общества)

Тело СЭ(сексуальная энергия)

(уровень природы)