ФазЫ и механизмЫ социализации

 

Социальные институты представляют собой среду жизнедеятельности человека и являются одними из опосредующих звеньев между обществом и личностью. Интеграция индивида в социальные институты осуществляется путем усвоения им элементов культуры, социальных и духовных ценностей, на основе которых формируются социальные и духовные качества личности, а также происходит приспособление индивида к реальной социальной среде (адаптация).

В общем виде соединение факторов, характеризующих условия социальной среды, с личностными можно представить как механизм социализации. Это соединение, как указывалось ранее, происходит через каналы, в качестве которых могут выступать:

– во–первых, слепое, стихийное, природное взаимодействие элементов социальной среды и структурных элементов личности;

– во–вторых, особенное, специфическое взаимодействие социальной среды и индивида с помощью устойчивых систем культурных символов, формируемых религией, наукой, искусством, философией, моралью, массовым сознанием, общественной психологией;

– в–третьих, преобразующая духовная и материальная деятельность, обусловленная активной творческой природой человеческого сознания, психики человека;

– в–четвертых, самосознание личности.

Сегодня в социологии остается спорным вопрос о соотношении механизма социализации личности как общего и его составляющих как частного. (В работах З. Фрейда понятие "механизм" использовалось в значении "особое сцепление психических явлений, способных стать объектом наблюдения" [26].)

В теории социального действия и социальных систем Т. Парсонс, трансформируя понятия защитных механизмов, сформулировал три основных механизма социализации личности:

– познавательные механизмы;

– защитные психические механизмы;

– механизмы приспособления, которые, согласно Т. Парсонсу, сублимируют конфликты, связанные с внешними объектами. Такое приспособление приводит к интернализации элементов социального контроля и в этом смысле имеет сходство с функционированием сверх–Я [30. С.682].

Согласно Т. Парсонсу познавательными механизмами социализации являются подражание (имитация) и психическая идентификация. Для того чтобы личность переживала идентификацию с другим человеком, необходимо, чтобы последний имел определенную установку по отношению к социализируемой личности и поддерживал с нею определенные отношения. Эти отношения могут выражаться в таких действиях, как советы и указания. Интернализируя эти указания и ожидания, социализированная личность приобретает индивидуальную нравственность.

Взяв за основу анализа диспозиционную структуру личности, предложенную В.А. Ядовым, С.А. Беличева предположила, что социально–психологические механизмы социализации можно разделить на осознаваемые и неосознаваемые. Причем в основе такого деления лежит разная степень осознания индивидом своего отношения к нормам и ценностям своего ближайшего окружения, тем воздействиям, которые это окружение оказывает на него [7]. К неосознанным механизмам здесь относятся:

- внушение – как особый вид эмоционально–волевого целенаправленного, неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей;

- заражение – как бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям;

- подражание – как такой способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводство индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения;

- идентификация – как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица.

Однако отнесение вышеуказанных механизмов к неосознанным довольно спорно, так как осознание этих способов воздействия взрослым человеком в той или иной мере все–таки происходит.

К осознаваемым механизмам социализации С.А. Беличева (1994) относит такие социально–психологические феномены, как референтная группа, престиж, авторитет, популярность. Референтная группа здесь рассматривается как группа, на которую индивид ориентируется в своем поведении, норм и ценностей которой придерживается. Как известно, референтные группы делятся на условные и реальные, сравнительные, нормативные, престижные.

Под авторитетом как механизмом социализации понимается степень влияния, оказываемого отдельными лицами на ту или иную отрасль знания или сферу занятости. Авторитет проявляется прежде всего в сфере "человек – деятельность" в накоплении опыта, профессиональных знаний, умений, навыков.

Особое место среди механизмов социализации занимает престиж. Он выступает как групповое оценочное явление, совокупность внешних оценок одобрения, которыми с позиции групповых норм и критериев оцениваются различные социальные явления.

Популярность также складывается как групповое оценочное явление и также формируется как совокупность внешних оценок одобрения, но в отличие от престижа проявляет себя не в сфере притязаний личности, а в области формирования общественных вкусов, ценностей, предписаний, то есть прежде всего при формировании групповых регуляторов.

Анализируя вышеперечисленные системы классификации механизмов социализации, сформулируем авторское видение данной проблемы.

В основу анализа осуществления механизмов положим методологическое положение о том, что сущностью механизма социализации является приведение объекта социализации (личности) в оптимальное соответствие с потребностями субъекта социализации (той экономической, политической, социальной средой, в которой он находится).

Личность как объект социализации будем характеризовать с помощью таких понятий, как

- включение в социальную общность, то есть освоение личностью социальных требований и функций;

- социальная идентификация, как осознание своей принадлежности к данной общности, и ролевая идентификация – принятие общественно значимых функций и групповых требований в качестве отвечающих интересам и потребностям субъекта;

- самосознание, как способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, оценке условий социальной деятельности и готовность к определенному поведению в данных условиях;

- потребности, интересы, ценностные ориентации.

Исходя из этого, содержанием механизма социализации будет являться процесс поиска, выбора и реализации таких способов и форм взаимодействия, которые формируют, изменяют социальные качества личности, что в конечном счете позволяет согласовать требования и ожидание участников процесса социализации в условиях совместимости или несовместимости основных ценностей личности и социума.

Исходным моментом для запуска механизма социализации выступает стимул, который является основой взаимодействия личности – ее потребности, интересы, ценностные ориентации – и элементов социальной среды. Порождается, как правило, фрустрационная и фокусирующаяся в конфликте ситуация как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.

Экспериментальные исследования и наблюдения представителей школы К. Левина, и в первую очередь Т. Дембо [31; 38, Р.77–99; 35, Р.434–435], показали, что на появление самых различных проблемных ситуаций люди отвечают некоторыми характерными способами поведения – проявлением агрессии, двигательного беспокойства и напряжения, апатии, регрессии, фантазии, стереотипа.

В основе таких реакций, как агрессия, апатия, фантазия и других лежат социопсихологические процессы и явления, которые, на наш взгляд, и составляют механизмы социализации личности.

Онтогенетически они имеют сложную психологическую структуру, представляют собой сложные процессы формирования и развертывания обозначенных реакций в конкретной ситуации и проявляются в прямой зависимости от особенностей личности и специфики социальной среды.

Рассмотрим подробнее наиболее распространенные и изученные процессы и явления, выступающие при определенных условиях в качестве механизмов социализации личности, – подавление, вытеснение, интеллектуализация, проекция, идентификация, интроекция, изоляция, рационализация, сублимация, аннулирование действия.

Подавление является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль и стыд и влекущих за собой чувство вины.

Данный механизм действует избирательно: сознание направлено против тех воспоминаний, которые связаны с прошлыми фрустрациями личности и в настоящее время, актуализируясь в сфере сознания, могли бы вновь фрустрировать ее.

Под вытеснением понимают сознательное усилие человека предавать забвению фрустрирующие впечатления путем переноса внимания на другие формы активности, нефрустрационные явления. Иными словами, вытеснение есть произвольное подавление, и оно может привести к обычному, или истинному, забыванию соответствующих психических содержаний [29. Р.79].

Вытеснение не всегда завершается удачной адаптацией личности. Нередко сознательное усилие позабыть фрустрирующую ситуацию приводит к обратным результатам – облегчает ее осознание и воспроизведение отрицательных переживаний, мотивирует компульсивные действия, приводит к понижению общего уровня интеллектуальной активности личности. Сравнительно более эффективным является непроизвольное защитное освобождение сферы сознания от фрустрирующих содержаний – подавление.

Процесс интеллектуализации можно представить следующим образом: возникла фрустрирующая ситуация, человек переживает страх и тревогу, однако вместо реальных действий по разрешению ситуации он начинает строить о ней абстрактные суждения и представления. Таким путем он стремится к освобождению от фрустрации [13].

Интеллектуализация часто используется людьми, которые систематически имеют дело с проблемами жизни и смерти, для компетентного функционирования которых некоторая отчужденность становится насущной необходимостью.

Формирование противоположной установки известно под названием "формирование реакции" [34]. Она помогает человеку защищаться от собственных неприемлемых импульсов и представляет собой процесс смены установок. Формирование новой установки начинается с вытеснения или подавления нежелательных установок и входящих в ее структуру чувств. В составе вновь образуемой установки, в ее "когнитивном блоке", имеются рационализации. Формирование реакции обычно является не просто механизмом сбалансирования новой установки со старой: новая осознанная установка часто бывает сильной и чрезмерно активной, вызывает нетерпимость и фанатизм. Например, подавляя свои подлинно враждебные чувства к людям, человек может стать чрезмерно любезным и неприятно заботливым. Этим сознательным реактивным установкам нередко придается широкое общественное звучание: критикуются мелкие пороки и флуктуации общественной морали, но фактически подавляются собственные подсознательные импульсы к нарушению моральных принципов и норм.

Сущность проекции состоит в том, что человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим и таким образом защищает себя от осознания этих же черт в себе. А те отрицательные эмоции, которые направились бы против себя, теперь направляются на других, и субъекту удается таким путем сохранить высокий уровень самоуважения [18].

Механизм проекции позволяет личности оправдывать многие свои поступки, исходящие из неприемлемых для ее сознания и моральных принципов черт, желаний, установок и других мотивов.

Проекция приводит не только к вытеснению из сознания нежелательных черт, но и к формированию представлений об обладании противоположными чертами. Она может порождать или разворачиваться параллельно с механизмом рационализации.

Например, в тех случаях, когда человек осознает собственное поведение, наблюдаемое другими, он дает ему своеобразную защитную оценку. Поведение, оцениваемое другими как "агрессивное", им интерпретируется как нежелание позволить людям запугать себя.

Идентификация представляет собой эмоционально–когнитив­ный процесс уподобления (главным образом подсознательного) субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Она приводит к поведенческим последствиям – подражанию действиям и переживаниям объекта, интернализации его ценностей и установок, лежит в основе принятия роли других и ролевой социализации вообще.

Идентификация со значимым другим субъектом порождает избирательную внушаемость и конформность, что приводит, в свою очередь, к избирательной невосприимчивости к другим воздействиям и к избирательному нонконформизму.

Интроекция представляет собой разновидность идентификации, при которой Я идентифицируемой личности "берет на себя качества объекта". А так как идентификация возможна как с любимым, так и нелюбимым объектом, то интроецироваться могут, соответственно, черты и мотивы таких лиц, к которым субъект формирует самые различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое Я.

По сути дела, интроекция является простейшей формой интернализации, отличающейся от неё тем, что черты и установки другого встраиваются в структуру личности субъекта без психической переработки, то есть в неизмененном виде.

Суть изоляции заключается в том, что человек воспроизводит в сознании, вспоминает какие–либо травмирующие впечатления, однако эмоциональные их компоненты разделяет, изолирует от когнитивных и подавляет их [25]. Идея (мысль, впечатление) осознается так, как будто она относительно нейтральна и не представляет опасности для личности. Изолируются друг от друга не только эмоциональные и когнитивные компоненты впечатления. Такая форма защиты сочетается с изоляцией воспоминания от цепи других событий, ассоциативные связи разрушаются, что, по–видимому, мотивировано желанием максимально затруднить воспроизведение травмирующих впечатлений.

Действие этого механизма наблюдается при разрешении людьми ролевых конфликтов, в первую очередь межролевых.

Сущность самоограничения состоит в том, что когда человек понимает, что его достижения менее значительны по сравнению с достижениями другого, тогда его самоуважение снижается. Прекращенная собственная деятельность замещается созерцанием деятельности другого.

Использование данного механизма можно считать оправданным с точки зрения обеспечения лишь ситуационной адаптированности. В противном случае он может образовать стратегию адаптации и в конечном итоге – стиль жизнедеятельности, что нельзя считать оправданным.

Рационализация, или защитная аргументация, состоит в том, что человек изобретает вербализированные и на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного объяснения, оправдания своих фрустраций, выражающихся в виде неудач, беспомощности, привации и депривации [32. Р.161–169].

Выбор аргументов для рационализации – преимущественно подсознательный процесс. Мотивация этого процесса в большей степени подсознательна. Реальные мотивы процесса самооправдания или защитной аргументации остаются неосознанными, и вместо них индивид, осуществляющий психическую защиту, изобретает мотивировки, приемлемые аргументы, предназначенные для оправдания своих действий, психических состояний, фрустраций. Защита осуществляется такими различными способами, как дискредитация цели, дискредитация жертвы, самодискредитация, самообман.

К защитно–адаптивным процессам относится и сублимация, которая в своей основе может иметь любое инстинктивное или социогенное влечение или потребность (мотив), удовлетворение которой задержано и блокировано в данной проблемной ситуации [14].

В первичной сублимации первоначальная цель сохраняется, во вторичной – наступает смена этой цели новой, для достижения которой используется более высокий уровень психической активности.

Сублимация связана с другими защитными механизмами, она фактически является защитно–незащитным адаптивным комплексом в динамике. Связь ее с агрессией носит двоякий характер. С одной стороны, она может быть насыщена агрессивностью, с другой – сама агрессивность нередко сублимируется.

Сублимация тесно связана с идентификацией, поскольку выбор сублимационных форм деятельности, особенно в молодости, осуществляется путем идентификации с идеальными социальными моделями и является одним из основных адаптивных механизмов, обеспечивающих творческую социально–психологическую адаптацию личности.

Следующая разновидность защитного механизма – аннулирование действия – такой психический механизм, который предназначен для предотвращения или ослабления какой–либо мысли или чувств, для магического уничтожения неприемлемых для личности последствий другого действия или мысли [36. Р.446].

Таким образом, вышеперечисленные некоторые защитные механизмы личности носят универсальный характер и, выполняя роль социализирующих, функционируют, как правило, не изолированно друг от друга, поскольку генетически связаны между собой, а образуют целые комплексы, которые обеспечивают более высокую продуктивность процесса социализации.

Несмотря на то что механизмы могут составляться в самых различных вариациях, их функционирование происходит в рамках определенных норм, нарушение которых ведет к превращению этих механизмов в патологические, обуславливая перекосы в процессе социализации.

Механизмы социализации личности действуют постоянно и включают множество одновременно функционирующих циклов относительно индивида. При этом можно выделить несколько этапов их осуществления.

Первый – познание. На этом этапе происходит оценка индивидом элементов социальной среды и определение их значимости и незначимости для себя, а также усвоение бытующих в соответствующей среде форм общения и определенной деятельности.

Второй – адаптация – характеризуется поиском и использованием средств и способов приспособления к социальной среде и проявления своей индивидуальности.

Третий – интеграция – закрепление индивидом своего положения в социальной среде посредством реализации своих потребностей и требований, предъявляемых социальной средой.

Взяв за основу классификации механизмов социализации временной фактор их доминирования в процессе социализации, выделим три основные группы механизмов социализации личности:

- познавательные;

- адаптационные;

- интеграционные.

В связи с этим к познавательным механизмам социализации можно отнести прежде всего механизмы научения, выделенные Т. Парсонсом: подражание (имитация), идентификация, восприятие, понимание, интуиция, а также интеллектуализация, рационализация.

К механизмам адаптации можно отнести практически все защитные механизмы, которые описаны в исследовании и хорошо знакомы на практике – регрессия, вытеснение, подавление, изоляция, аннулирование действия, проекция, интроекция, сублимация. Причем в данном случае мы не опираемся на трактовку защитных механизмов З. Фрейда, а рассматриваем их исключительно с точки зрения процесса адаптации.

Такие механизмы социализации, как референтная группа, престиж, авторитет, популярность и другие, на наш взгляд, можно отнести к механизмам интеграции.

Необходимо отметить, что такая классификация механизмов социализации условна и формальна, однако она позволяет более дифференцированно подойти к изучению данных механизмов в реальной ситуации, в которой находится социализирующийся человек.

В работе А.И. Ковалевой “Социализация личности: норма и отклонения” (1996) в анализе социализации как социального явления выделяется две фазы: социальная адаптация и интериоризация.

Адаптация выступает обязательным этапом включения человека в систему общественных отношений. Однако этот процесс не может обеспечить его полноценного и комфортного участия в социальных связях. Возможность успешной самореализации человека в обществе зависит и от уровня сформированности у него социальных и духовных качеств.

Формирование внутренней структуры психики человека через усвоение им социальных и духовных ценностей, норм и других компонентов социальной среды представляет процесс интериоризации, который выступает как фаза социализации. В процессе интериоризации происходит перевод элементов внешней среды во внутреннее Я. Результатом интериоризации являются индивидуальность личности, ее духовный мир, направленность социальной активности, порождаемая сопряжением врожденных особенностей темперамента, интеллекта, воображения и социальными условиями.

Таким образом, если в фазе адаптации происходит приспособление индивида к социальной среде, то в фазе интериоризации воздействие социальной среды, преломляясь через внутреннее Я человека, проявляется в изменении его поведения в зависимости от уровня сформированности социальных и духовных качеств. Причем поведенческие новации начинаются с нарушения равновесия в адаптации личности к особенностям социальной среды и завершается его стабилизацией, но уже на новом уровне.