БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ

 

Центральной категорией социологии является ОБЩЕСТВО, понимаемое как социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно–временными связями и взаимодействием.

При толковании категории "общество" мы видим, что используется понятие системы. В социологической науке под социальной системой понимается целостность, выступающая в форме социальных отношений и социальных организаций, основными элементами которых являются люди, их нормы и взаимодействия. Целостность – системообразующее качество общества, реализуется в общественном производстве. Общество предстает как совокупность подситем, каждую из которых тоже можно назвать "социальной системой", но уже на ином уровне (социальный институт, социальная группа, личность).

Бытие этих систем многолико, но все же на первое место нужно поставить следующие различия. Системы могут быть либо гомогенными, то есть однородными, состоящими только из "социального" (социальная группа); либо гетерогенными, разнородными, включаются элементы надиндивидуальные (экосоциальные – географический район; социотехнические – город). Социальная значимость систем обусловлена: во–первых, ее социальным статусом; во–вторых, социальными функциями (ролями), которые она выполняет; в–третьих, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе.

Общество структурно. Предпосылкой этого является прежде всего природа, разделившая людей по полу, расе, возрасту. Так возникла "естественная структура". Но люди вступают в общение, создавая разветвленную сеть взаимодействий. Они сами – формы человеческой деятельности. Связь людей в их совокупности составляют социальную структуру, представляющую собой относительно устойчивые отношения людей, порядок их взааимодействия и дифференциации. Социальная структура всегда имеет два среза – организационный и институциональный. Наиболее распространенной является следующая дифференциация: социально–классовая, социально–этническая, территориальная, демографическая, семейно–бытовая. Как видно, структура представляет определенную группировку людей – их дифференциацию или интеграцию. Так появляются феномены и, соответственно, категории "социальная организация", "социальный институт", "социальная группа", которые непременно предполагают, во–первых, совместную деятельность; во–вторых, совместное пространственно–временное бытие, общение; в–третьих, групповые установки и ориентации. Необходимо напомнить, что и социальные организации, и институты, и группы представляют собой социальные системы.

К наиболее развитому виду социальных систем относятся социальные организации и социальные институты. Существует известная трудность в разграничении этих понятий. И не только потому, что многие социальные явления (например, системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, армии, суда, банка) могут рассматриваться как социальный институт и как социальная организация. Немало социологов вообще не считают необходимым различать эти понятия, употребляя их как синонимы, другие же – различают.

Так, Н. Смелзер, отмечая большую и все возрастающую роль многочисленных организаций в современных развитых обществах, определяет организацию (он не употребляет понятие "социальная организация") как характерную для сложных обществ "крупную вторичную группу, образуемую для достижения определенных целей"[14]. В книге "Социология", подготовленной под руководством Г.В. Осипова, дается более подробная и содержательная характеристика "социальных организаций", которые рассматриваются как сложные взаимосвязанные иерархические целевые социальные системы, как инструмент общества для достижения определенных целей, как своего рода "клеточки" социальной структуры, ее малые совокупности [8]. Аналогичная позиция выражена в книге А.И. Пригожина "Социология организаций", в которой выделяются такие характерные для социальной организации признаки, как целевая природа; распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и его специализация на функциональной основе; построение по вертикальному (иерархическому) принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем; наличие специфических средств регулирования и контроля за деятельностью организации прежде всего через создаваемые управляющей подсистемой институты и нормы; целостность социальной системы.

Однако, многие социологи под социальной организацией понимают систему отношений, объединяющую людей и их группы с целью достижения определенных целей и выступающую как элемент социальной структуры, как вид деятельности, как степень внутренней упорядоченности и согласованности частей целого, как единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, коммуникаций в структуре общества. Организация в современном обществе — наиболее распространенный и, пожалуй, важнейший тип объединения людей, составляющий ядро общественных отношений и структуры общества. Есть основание считать категорию “социальная организация” одной из основных в социологической науке.

Социальные институты довольно часто определяются как сравнительно высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой социальной структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а следовательно, и всей системы. Социальный институт – это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя нормативно регулируемую совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций, управления и властвования.

Для социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием. Н. Смелзер, например, определял социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Благодаря этому в обществе достигается большая предсказуемость поведения людей, стабильность и надежность социальных связей, устойчивость социальной структуры и порядок в обществе. Социальными институтами являются, например, семья, в рамках которой воспроизводятся новые члены общества; система образования, с помощью которой они усваивают накопленные знания, культурные ценности и передают их последующим поколениям; заводы, банки, рынки как экономические институты, осуществляющие производство и распределение товаров и услуг; государство и его органы (суд, прокуратура, полиция, тюрьмы) как политико–правовые институты, осуществляющие контроль за поведением членов общества ради сохранения общественного порядка, предотвращения и разрешения конфликтов между ними. Ни отдельные люди, ни общество в целом не могут нормально существовать и развиваться вне таких долговременных коллективных объединений.

Российский социолог С.С. Фролов выделяет пять групп общих признаков социальных институтов [15]:

1)установки и образцы поведения (например, для института семьи — привязанность, уважение, ответственность; для института образования — любовь к знанию, посещаемость);

2)культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн; для бизнеса— фабричная марка, патентный знак; для религии — крест, иконы, святыни);

3)утилитарные культурные черты (для семьи —дом, квартира, мебель; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование; для образования — классы, библиотека);

4)устные и письменные кодексы поведения (для государства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);

5)идеология (для семьи — романтическая любовь, совместимость, индивидуализм; для бизнеса — монополии, свобода торговли, право на труд; для религии — православие, баптизм, протестантизм).

Социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера именуется институционализацией. Этот процесс связан с улучшением и углублением разделения труда и профессионализацией деятельности, ведущих к повышению эффективности социальных институтов, а также с созданием учреждений, организующих функционирование соответствующего института, управление и контроль за его деятельностью и обеспечение необходимыми ресурсами. Регулирование использования ресурсов общества — важная задача социальных институтов.

Социальные институты могут быть формальными и неформальными. В рамках первых, в отличие от вторых, взаимодействие субъектов происходит на основе законов или иных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлении, правил, регламентов, уставов. С точки зрения содержания целей и задач, которые имеют социальные институты, охватывающие все сферы жизни общества, они подразделяются на политические, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы и другие общественно–политические организации);экономические — с организацией и управлением хозяйственной деятельностью (собственность, завод, банк, торговля, деньги, труд, рынок); собственно социальные и духовные — с созданием, укреплением, развитием и распространением социальных и духовных ценностей (образование, наука, художественные учреждения и организации, семья).

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности, которые также являются разновидностью социальных систем более мелкого порядка, входящих в макросистемы высшего порядка. Они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных действий, люди более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенно большого результата, нежели при действиях индивидуальных. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие потребности, интересы, цели, мотивы, стимулы, общее социальное положение. В каждом реальном обществе таких объединений, таких групп и общностей множество.

Разделение же понятий социальные группы и социальные общности достаточно условно, ибо класс, нацию, семью в этом плане можно рассматривать и как социальные общности и как социальные группы.

Но разграничивая эти понятия, социологи обычно не сводят все лишь к количественным параметрам.Социальные группы отличаются также большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Что же касается массовыхсоциальных общностей, то для них обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения.

Как уже говорилось, социальных групп великое множество, поэтому необходимо привести некоторую их классификацию, взяв за основу вполне конкретные параметры.

По объему — этомалые и большие группы.Малая группапроявляет себя в непосредственном контакте учащихся, работников бригады, служащих воинского подразделения. Прибольшом объеме прямой контакт нарушается. Связь не прерывается, но появляется посредник — организация, регулирующая отношения внутри большой группы.

По способу и характеру организованности различаютсяформальные и неформальные группы. Формальным группамприсущи правила организации, действия, запреты, дозволения, санкционированные обществом. Здесь отношения в полном смысле слова оформлены. Неформальная группа(в определенных условиях может стать формальной) не имеет устава, поведение ее членов не регламентировано, что отнюдь не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен: от кружка друзей, любителей искусства, обществ милосердия, защитников природы и культуры до нации или иной этнической общности.

Социальные группы подразделяются также на первичные и вторичные. Первичныминазываются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий. Ярким примером первичной малой группы может служить семья. К их числу относятся также группа друзей, спортивная команда. Они являются первичным связующим звеном между личностью и обществом. Вторичнаясоциальная группа – это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей (политических, экономических, социальных, идеологических). Ясно, что в таких группах индивидуальность каждого из субъектов, его эмоциональные характеристики и действия уходят на второй и более далекий план, в то время как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигается на первый план.

Например, в коллективах слушателей курса, факультета или института, складываются группы на основе личной симпатии, дружбы, общности характеров и жизненных интересов, занятий тем или иным видом спорта. Эти последние выступают как первичные группы, для которых главное – это сам характер взаимосвязи и взаимодействия между членами группы. Первые же представляют собой вторичные группы, для членов которых главное – совместное выполнение специфических функций ( например, участие в служебной деятельности, учебе) и достижение определенных целей (получение заработка, высшего образования). Несмотря на неуклонное возрастание места и роли вторичных групп, их господство в современном обществе, первичные группы продолжают играть также важную роль.

По заданности положения различаются объективные группы, позиция которых определена независимо от воли, сознания, желания или потребности человека (скажем, социальный класс, который имеет свое место в общественной жизни, по–своему относится к средствам производства, выполняет особую роль в организации деятельности), и субъективные группы, которые возникают и существуют постольку, поскольку формируются сознательными действиями людей. Современные неформальные объединения, движения, фронты, союзы — это субъективные группы. Как бы ни были они различны по содержанию деятельности, положению в обществе, составу, их характеризует "заданность положения".

Еще один критерий классификации групп Ю.А. Левады — по содержанию их действий. Он выделяет, по крайней мере, четыре типа групп [7].

1. Номинальные группы.Их объединяет общее имя. Подобные группировки обычно встречаются в социальной статистике, когда существует познавательная или практическая потребность разделить определенное множество людей. Суть в том, что деление производит сам исследователь. Он как бы формирует группу, дает ей имя, скажем, делит или соединяет в разных салонах авиалайнера пассажиров. Их объединяет (или разъединяет) только один признак — место и ряд: 1—11 ряды в первом салоне, 12—37 – во втором. В каждом случае деление производится "извне", отсутствует то, что может объединять людей. Однако ситуация может измениться, если изменятся условия полета, которые поставят пассажиров этих салонов в неравное положение, связанное, к примеру, с безопасностью. Тогда появится осознание общности интереса, возникнет групповое целенаправленное действие.

2. Типологические группы. Они обладают общим признаком, формирующим тип. Этот признак может осознаваться изнутри. Примером является социальный класс, этническая группа. Например, "мы — русские", "мы — рабочие".

3. Ассоциация — тип группы, члены которой взаимодействуют друг с другом, связаны и влияют друг на друга. Здесь важным признаком выступает взаимодействие. Политические партии, различные общественные движения, союзы являются единицами взаимодействия.

Ассоциация — это не абстрактная, а действующая реально общность. Класс, естественно, является типологической группой, но, выступая как политическая сила, которая активно борется за свои интересы, становится ассоциацией.

4. Организация как группа – представляет собой группу, в которой объективно обеспечивается взаимодействие между ее членами. Это всегда активно действующие группы, члены которых, имея выраженные интересы, вовлечены в объективный ритм процесса: индустриальная организация, производственный коллектив, политическая партия, студенческий союз, воинское подразделение.

Возникновение групп и переходы людей из группы в группу — естественный динамизм общества. Можно привести литературный пример, позволяющий проследить движение от номинальной группы к организации и союзу. В рассказе Конан Дойля "Союз рыжих" возникает оригинальная ситуация. Люди, обладающие рыжим цветом волос, образуют чисто номинальную группу, так как это внешнее отличие не создает каких–либо связей. Но с "союзом" происходят удивительные метаморфозы, вызванные волей злоумышленника. Благодаря определенной заинтересованности у людей, обладающих рыжим цветом волос, появилось сознание своей общности. Тем самым эта группа превращается в типологическую. Это была не просто совокупность рыжих, а некий союз, и, следовательно, между ними возникли, правда, не развились по известным причинам, определенные отношения, появилось взаимодействие. И только крах всего предприятия помешал создать реально действующий союз, то есть организацию со своими порядками.

Изменение содержания группы можно проследить на примере общественного класса. Скажем, рабочий класс появляется на исторической арене как чисто типологическая группа с признаками, среди которых еще отсутствует единство действий. Становление рабочего класса как самостоятельной политической силы, появление классового самосознания превращает его в социальную общность, формирующую свои организации — профсоюзы, партии. Класс не может стать организацией, хотя типологически он занимает специфическое место в системе общественного производства.

Не всякое объединение людей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями людей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъектами. Они, строго говоря, не могут быть признаны социальными группами и поэтому нередко именуются квазигруппами. Так, совокупность людей, собравшихся прослушать лекцию и даже цикл лекций, не будет социальной группой, а вот студенческая группа в вузе —социальная группа.

Другой пример квазигруппы — толпа. Это масса чем–то возбужденных и неорганизованных людей, с коллективной психикой, взаимодействием настроений. В толпе исчезает разум. По мнению психолога и социолога Гюстава Лебона, толпа — это первоначальная форма человеческих объединений, в которую масса снова обращается, ибо наступает “эра масс”. Люди в своей эволюции опускаются до толпы, до беспорядочной, неорганизованной массы. Толпа — это не образ жизни, а определенное состояние людей. В результате социологического анализа выведен ряд “закономерностей” толпы: заразительность поведения, быстрая сменяемость настроений (хвалить, громить, хулить, ликовать, линчевать, бунтовать). Толпа не имеет индивидуальности, она не предусмотрительна, она либо инертна и пассивна, либо сверх всякой меры активна. Толпа не имеет творческих устремлений, критического чутья (отсюда поразительный успех прямо противоположных формул, лозунгов, призывов). Основной закон толпы — отсутствие ответственности. Она живет по принципу: "Кто ударил? Все! Значит, никто!". Ответственность снимается. Толпа — самое неразумное и страшное образование, наиболее активно и разрушительно проявляющее себя в переломные периоды истории.

Существование социальных систем обеспечивается наличием и высокой эффективностью социальных связей между составляющими их элементами. Следовательно, возникла необходимость пояснения понятия "социальная связь". Под социальными связями понимают совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей для достижения поставленных ими целей и выполнения задач. Другими словами, они отражают социокультурные обязательства индивидов или групп индивидов по отношению друг к другу, обусловленные совместной деятельностью людей в конкретных социальных системах (подсистемах), в определенное время для достижения конкретных целей. Связи могут быть: функционирования, взаимодействия, развития, причинные, структурные, контроля, отношений, институциональные. Они включают следующие основные элементы: субъекты этой связи; предмет связи, характеризующий содержание связей; механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.

Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только и не столько от него самого, от его строения и других физических качеств, сколько от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с развитием общества такая зависимость неуклонно возрастает, усиливается. И сегодня в современном обществе просто немыслимо представить себе существование и развитие человека вне тесной связи с другими людьми, их группами и обществом в целом.

Социальная связь может выражаться в различных формах: как в виде социального контакта, когда дело идет о внешних, неглубоких, поверхностных, чаще всего мимолетных связях людей единичного или многократного характера, не оказывающих существенного влияния на их жизнь и деятельность (например, контакты пассажиров на транспорте, зрителей в кинотеатре или на спектакле, посетителей с лифтером, уборщиком или гардеробщицей), так и в виде социального взаимодействия.Социальное взаимодействие это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно и сопряженно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение социальных отношений.Социальные отношения — это одна из форм проявления социальных взаимодействий, отличающаяся длительностью, устойчивостью и системностью, широтой содержания социальных связей. Таковы, например, межклассовые, межнациональные и другие межгрупповые отношения. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего огромным разнообразием тех целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, знание, статус, престиж, доброта, справедливость, дружба, любовь).

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям. Так, П.А. Сорокин разграничивал их:

по количеству субъектов взаимодействия — на взаимодействия двух людей друг с другом; одного и многих; многих и многих;

по характеру взаимоотношений субъектов взаимодействия — на односторонние и двусторонние, а также на солидарные (согласные) и антагонистические (враждебные);

по своей длительности — на кратковременные и долговременные;

по наличию или отсутствию организованности — на организованные (например, семья, партия, государство) и неорганизованные (например, толпа);

по сознательности взаимодействия — на сознательные и бессознательные;

по "материи" обмена в процессе обмена — на интеллектуальные (идейные), чувственные (эмоциональные) и волевые.

Важным основанием социальных взаимодействий является и такое, как непосредственные и опосредованные взаимодействия.

Общество представляет собой тесное сплетение, сгусток разнообразных социальных связей и взаимодействий между элементами социальной структуры, совершающих различные социальные действия. По мнению М. Вебера, не всякое действие людей, обычно вызываемое их потребностями, представляет собой социальное действие. Человеческое действие только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально) и находится в связи с действиями другого или других, когда оно сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения иных людей. Когда люди взаимно влияют друг на друга, на действия и поведение друг друга, тогда складывается их социальная взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех социальных явлений и процессов, всей социальной жизни. Вне совместной связи и взаимодействия действия людей выступают не как общественные, социальные, а как индивидуальные, личностные. Следовательно, социальное действие как социальная категория отражает совокупность социально значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намереваются воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или групп.

Социальное поведение людей и их групп носит осмысленный характер, а их социальные действия, как правило, наделены определенным смыслом. Поэтому в анализе социального действия важное место занимает проблема его мотивации. Особенно большой вклад в ее решение внес Макс Вебер — основатель "понимающей" социологии и теории социального действия [1].

Таким образом, мы рассмотрели основные (базисные) социологические категории, выражающие определенные связи, отношения и законы, присущие человеческому обществу, этому сложнейшему социальному организму, представляющему собой социальную систему, которая находится в постоянном движении, изменении и развитии.