Структура и функции социологии

 

Помимо внешней институционализации, социология, как и другие науки, должна пройти процесс внутренней институционализации, которая означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов.

Что касается социологии, то одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит наличию в организационной структуре трех относительно независимых уровней:

уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
уровень прикладных исследований, в котором ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем на основе существующих фундаментальных знаний;
социальной инженерии – практического внедрения научных знаний, совершенствование имеющихся технологий.

Наряду с этими тремя уровнями можно выделить также макро– и микроуровни социологии. На макроуровне исследуются крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. На микроуровне изучается поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней в (рамках микро– и макро) выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология города, социология образования, социология семьи и другие. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Таким образом, социологическая наука представляет собой систему знаний разного уровня обобщений и включает в себя:

– фундаментальные, общесоциологические теории;

– специальные (частные) социологические теории (или теории среднего уровня);

– конкретно–социологические исследования.

Первый уровень (органически связан с третьим), основой которого служит социальная философия, включая теории наиболее высокого уровня обобщения в структуре социологии. Эмпирической основой общесоциологических теорий являются данные прикладных исследований.

Теории среднего уровня занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретно–прикладными исследованиями. Такие теории (метасоциология) обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. Все теории среднего уровня можно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных общностей, теории специализированных социальных процессов.

Выделение теории среднего уровня создает ряд преимуществ:

– возможность создания теоретической основы для исследования без использования громоздкого понятийного аппарата общесоциологических теорий;

– возможность осуществления тесного взаимодействия с реальной жизнью общества;

– демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах специалистов несоциологических областей знания.

Рассмотренные выше уровни и ступени социологического познания можно представить в виде схем (см. рис.2, 3.).


 

Фундаментальные общесоциологические исследования (общесоциологические теории) Изучение социальных структур Изучение социального развития, процессов об обществе Изучение развития личности Изучение моделей, методик и техники социологических исследований

 

 

  Социология семьи   Социология малых групп   Социология процессов дезорганизации общества (преступность, наркомания, алкоголизм)
  Социология образования     Социология организаций   Социология конфликтов
  Социология науки, религии     Социология страт, слоев, классов   Социология мобильности и миграции
Теории среднего уровня (специальные социологичес–кие теории) Социология исскуства   Социология профессиональных категорий     Социология урбанизации
  Социология права     Социология толпы   Социология процессов коммуникаций
  Социология политики   Социология общностей по территориальному признаку и т.п.   Социология общественных движений и т.п.

 

 

Первичное обобщение эмпирических данных Проведение эмпирических исследований в социальных группах и институтах

 

 

Рис.2. Уровни социологического знания

 

Таким образом, три уровня социологического знания, можно выделить как минимум по трем основаниям:

1. Широте охвата изучаемых явлений – макро – и микросоциологические уровни знаний.

2. Ориентации социологии – теоретическая (фундаментальная) и прикладная.

3. Степени обобщения изучаемого материала – макро – и микротеоретические уровни.

Уровни социологического знания выступают как ступени процесса познания (см. рис.3).

 

    Личность  
  Социальные институты и организации     Социальные институты и организации
  Социальные общности           Социальные общности
  Сферы общества           Сферы общества
Общество как целое           Общество как целое
                         

 

Рис.3. Ступени социологического познания

 

Первая ступень – знание об обществе в целом, представление о нем как о системе взаимосвязанных элементов социальной жизни и деятельности.

Вторая ступень – обогащение представления об обществе "вширь". Речь идет о познании общества в горизонтальном разрезе как единого организма со взаимосвязанными сферами материальной, социальной, политической, духовной жизни.

Третья ступень – познание социального opганизма "вглубь", то есть, вертикальных структур.

Одна из них – социальная структура, отражающая наличие многообразных социологических общностей, взаимосвязанных и взаимодействующих в социальном времени и социальном пространстве (от семьи и малой группы до этносов).

Четвертая ступень – познание структуры общества как систем взаимосвязанных социальных организаций и институтов во всех сферах жизни (экономической, социальной, политической и духовной).

Пятая ступень – речь идет о социологическом знании личности, без которого невозможно осмысление общества как социального целого, его закономерностей и тенденций, ибо любая из них так или иначе отражает взаимодействие личности и общества – через общности, организацию, социальный институт. Из этого следует, что:

– переход от одной ступени к другой – это процесс социологического познания, который выводит нас на другие его "срезы", связанные с изучением социальной эволюции, конфликтов и компромиссов, адаптации и отторжения;

– на каждой ступени познания общества проникновение "вглубь" сопряжено с исследованием поведения людей (в рамках объединяющих их социальных образований) и их отношения к проблемам жизни, то есть с изучением в единстве объективного и субъективного;

– общая картина социологического знания – это восхождение от общества к личности и снова к обществу, исходя из единства макро – и микро, теоретического и эмпирического изучения.

Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки: теоретическая, идеологическая, критическая и инструментальная. Каждая раскрывает одну из сторон связи социологии и социальной реальности.

Основными компонентами теоретической функции являются описание, анализ и прогноз. Описание предполагает не простое перечисление собранных фактов, а определенное их упорядочение, хотя бы на основе простейшей классификации и систематизации. Анализ состоит в выявлении специфики исследуемого процесса, его связей с другими процессами, в обнаружении присущих ему внутренних тенденций. Прогноз представляет собой результирующий момент социологического исследования, который может быть проверен в пределах обозримого будущего. Сопоставление реального развития событий с характером прогноза выявляет объективную теоретическую ценность всей предшествующей работы.

В случае, если прогноз не реализуется, теоретическая концепция, в рамках которой происходила интерпретация следующих явлений и процессов, подвергается сомнению. Проверке подлежит как программа исследования, так и все его этапы, включая достоверность описания и обоснованность теоретического анализа.

Суть идеологической функции состоит в постановке задач перед исследователем. Эти задачи должны отвечать объективным потребностям общества. В минувшие годы извращение содержания идеологической функции социологии вело к тому, что ее представители нередко стремились не столько вскрыть существующие противоречия, сколько скрыть их, полагая, что тем самым способствуют выполнению главной идеологической функции. Такое вульгаризированное представление об идеологических задачах привело к тому, что практическая роль социологии оказалась парализованной, а из–за отсутствия связи с практикой теория “либо приходила в застой, либо порождала фантомы, не имеющие другой цели помимо обоснования официально выраженных точек зрения. Страдала и сама идеологическая функция, ибо идеология отрывалась от познания развивающейся социальной реальности” [12. С.5–8].

Идеологическая функция тесно связана с критической функцией социологии. Существование последней обусловлено тем, что при теоретическом анализе "возникает необходимость обращения к негативному результату исследования, к неосуществившемуся прогнозу…. Вскрыть земные основы теоретического бесплодия – такова задача социологической критики" [6. С.33].

Инструментальная функция социологии – это ее прикладное практическое значение. В современных условиях преобразования общества эта функция выдвигается на первый план, приобретает особое значение. Разумеется, она не может быть реализована в отрыве от теоретической, идеологической и критической функций. Без познания реальных социальных процессов не может быть и полезных рекомендаций социологии.

Практическое значение социологии может быть сведено к двум основным направлениям:

1. Социология должна изучать не только пройденные участки пути, но и предстоящие, заблаговременно предупреждая общество об ожидающих его трудностях, разрабатывая варианты решения и обосновывая выбор лучших.

2. Социология должна обеспечить социальное управление "обратной связью", которая предполагает "постоянный социологический контроль за ходом выполнения решений, протеканием процессов перестройки во всех сферах общественной жизни" [5. С.5].

С учетом отмечавшейся выше тесной связи социологии с практикой социального управления сейчас можно говорить еще об одной "дополнительной" функции социологии – формирования социологического мышления, повышения уровня социологической грамотности. "Не секрет, что социологическая грамотность в последние годы изредка подменялась так называемой политической зрелостью, трактуемой как готовность без лишних слов принять господствующий стиль мышления. От такого рода зрелости следует незамедлительно избавляться. Не приспособленчество, а компетентность, убежденная ответственность – доскональное знание ситуации гарантируют политическую эффективность управленческих решений" [12. С.7].

 

заключение

 

Имея своим объектом социальную реальность, социология изучает ее как целостный социальный организм, как целостную социетальную систему. Это означает, что какие бы явления, процессы, институты ни исследовал социолог, они должны быть рассмотрены комплексно, то есть в различных направлениях.

В частности, социологическое исследование любого общества опирается, с одной стороны, на теоретическое описание его как целостной социальной системы, а с другой – на конкретный фактический материал, полученный в результате определенной процедуры исследования, обеспечивающей достоверность получаемых данных, и должно рассматриваться в трех направлениях, во взаимосвязи с социально – экономической, социально–политической и духовной сферами его жизнедеятельности. Эта особенность социологии – изучение реальной жизни – делает ее важным средством научного управления обществом. Как следствие этого, статус социологии в обществе отражает уровень научности социального управления.

В отечественной социологии получили развитие такие отрасли социологического знания, как « социология права», «социология отклоняющегося поведения», «социология экономической преступности», «социология управления», «социология воспитания», «социология труда», «социология быта», «социология досуга», «социология семьи», «социология молодежи», «социология любви».

Изучение социологии будущими специалистами предполагает овладение навыками ведения научно – исследовательской, организаторской и управленческой деятельности, то есть навыками формирования социального мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возможных цивилизованных путей их разрешения.

При написании данной лекции использованы материалы из работ 7,8,15,16.

 

литература

 

Богданов А. Из психологии общества. – СПб., 1906.

Вавилин Е.А., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. – Новосибирск, 1983.

Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // Социс. – 1997.–№1.

Волков Ю.Г. и другие. Социология. – М., 2002.

Гидденс Энтони Девять тезисов о будущем социологии
// Теория и история экономических и социальных институтов и систем. – М., 1993.

Заславская Т.И. Роль социологии в ускорении развития советского общества // Социс. – 1987.–№2.

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969.

Михайловская И.Б. Спиридонов Л.И. Основы социологических знаний. – М., 1988.

Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. – М., 1995.

Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы: Учебное пособие. – Красноярск, 1998.

Невирко Д.Д., Шарыпова В.А., Шинкевич В.Е. Социология. Курс лекций. – Красноярск, – 2001.

Осипов Г.В. Социология. – М., 1980.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Социология в контексте революции перестройки общества // Социс. – 1987.–№3.

Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1998.–С.47.

Ядов В.А. Размышления о предмете социологии// Социс, 1990.№2.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию. – Екатеринбург, 1992.