Методология и инструментарий бюджетного планирования

Достоинства и недостатки бюджетирования

Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования:

- Оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

- Позволяет координировать работу предприятия в целом;

- Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

- Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;

- Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

- Способствует процессам коммуникаций;

- Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

- Различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);

- Сложность и дороговизна системы бюджетирования;

- Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

- Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает эффективность работы;

- Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут подстерегать "подводные камни":

- Политические интриги, которые могут повлиять на распределение ресурсов;

- Конфликты между менеджерами подразделений и отделом контроллинга;

- Завышение потребностей в ресурсах;

- Распространение ложной информации о бюджетах по неформальным каналам.

Для обеспечения эффективного внутрифирменного планирования используется ряд инструментов и методов:

- Бюджеты

- Нормирование

- Выделение ЦФО

- Подходы к разработке бюджетов

- Сценарный анализ

- Анализ экономической эффективности

- Анализ отклонений.