В XVII–XVIII вв.

Социальные знания и исследования

Этот период характеризуется, интенсивным процессом развития знаний о человеке, обществе. Постепенно разрушалась средневековая система ценностей и восприятия.

Все больше в социальные знания вторгается натурализм. В общественном знании натурализм ориентировал исследования на выяснение естественных и биологических определений социального, на поиски исконной «природы человека». Идеи эти нашли свое отражение в концепциях, теорияъх: «естественного человека», «естественного права», «естественной этики», «общественного договора».

Одним из теоретиков естественного права и общественного договора был нидерландский юрист, историк, государственный деятель Гуго Гроций. Исходным пунктом его учения были: природа человека, социальные качества человека, различие права естественного и права волеустановления. Источником естественного права выступает человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.

Видным теоретиком естественного и общественного договора выступает в XVII в. и голландский философ–материалист Бенедикт Спиноза (1632–1677 гг.).

По его мнению, ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей. Бенедикт Спиноза подчеркивает, что законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, а создание законов не может быть доверено монархам, сановникам, людям, прихоти которых в силу слабости человеческой природы неизбежно возьмут верх над разумом.

Джон Локк (1632–1704 гг.) английский философ, основатель буржуазного либерализма, исследователь гарантий естественных прав человека, их защиты от произвола власти. Обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков буржуазного парламентаризма, кладет начало идеям правового государства.

В XVIII в. во Франции в период созревания и складывания предпосылок и условий буржуазной революции получают дальнейшее развитие идеи естественного права человека и общественного договора, также коммунистические учения. В трудах французских социалистов Жана Мелье ( 1664–1729), Бабефа(1780–1797). Высказываются те же мысли уравнительности, аскетизма, устройства общества на началах общественного договора, согласия, что имелось и у социалистов. Вместе с тем они стоят выше, чем их предшественники, в обосновании справедливого, гуманного общества, апеллируют к разуму, верят в возможность осуществления социалистических идей, связывая их с революционной борьбой.

Идейная борьба во Франции XVIII в. служит примером того как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии и нарождающегося рабочего класса. Просветительство как идейное движение – закономерная ступень в развитии буржуазной социально–политической мысли.

Крупнейшим теоретиком государства во французском просвещении выступает Шарль Луи де Монтескье (1689–1775гг.). закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации. Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует целый ряд причин: физические и моральные. Физические определяют общественную жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости. Моральные причины вступают в действие позднее с развитием цивилизации.

Учение Монтескье о законах имеет социально–политический характер, далеко от научного понимания законов общественного развития. Но тем не менее, его идея о закономерностях в человеческой истории – основная идея. Его учение о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Идея Монтескье оказала влияние на дальнейшее развитие политической мысли во Франции и других странах Европы.

Представители французского материализма подвергали критике феодальное государственное устройство и его идеологическую основу(христианскую религию), предлагали создавать такие управленческие институты, которые отражали бы интересы всего общества. Провозглашенная ими идея интереса обусловленности характера человека общественными и социальными условиями и прежде всего политикой, а также равенство человека, его врожденное стремление к добру имело прогрессивное значение.

XVII и особенно XVIII века характеризуются интенсивным процессом развития знаний о человеке и обществе. Социальное познание по содержанию и по форме существенно отличалось от прошлого: возникли новые отрасли научных знаний политическая экономия, статистика. демография), использовались специализированные методы социальных исследований. Раскрепощенная от теологии социально– политическая мысль сосредотачивается на поиске истины.