Развитие социальных знаний в Древнем мире.

Древнейшими формами отражения действительности являются миф и эпос.

Миф– своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, попытка обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Миф– чувственное представление, мифологическая фантазия наполнена чудесами (Алексей Лосев). Миф – всегда обобщенное отражение определенного явления, событий (Марк Захарченко).

Мифология изображала действительность в той чувственной форме,, через которую человек воспринимал окружающую природу, мир, сам будучи неотъемлемой частицей природы, мира( первобытное сознание).

С развитием общества, в условиях меньшей зависимости человека от природы возникают новые формы мировосприятия, где уже фантастические образы постепенно сменяются человеческими, на первый план выступают люди. Человек, не воспринимающий покорно свою судьбу, ведет борьбу с Роком, приносит себя в жертву ради других людей или побеждает Зло. Возникает новая форма социального знания– эпос.

Эпос– разновидность художественно–литературного творчества, рассказ о жизни народа, о его идеалах, морали, стремлениях.

Социально–исторический прогресс порождает новые формы познания действительности и ее отображения в сознании индивида и общества.

Возникает философия как первичное, нерасчлененное знание. Мифология и эпос постепенно заменяются точным описанием минувших событий– историческими хрониками и историей событий. Возникают элементы научного знания. Для возникновения науки очень велико значение разделения труда на умственный и физический, появляется социальный слой людей, занимающийся духовной деятельностью.

Истоки познания социальных явлений, исторических событий, познания общества уходят в седую древность. Попытки создания социальных теорий имели место в творчестве Демокрита (ок. 470 г. До н.э.– умер в глубокой старости), Платона (ок. 428–ок.347 до н.э.), Аристотеля (884–322 гг.д.н.э_ и других мыслителей античности.

Мыслители античности рассматривают общественную жизнь, историю как компонент космического бытия. Но, несмотря на глобальность рассмотрения проблем бытия, в центре творчества каждого мыслителя древности находится человек, его проблемы, государство, социальные познания общества, мира. Древнегреческий философ Демокрит учил, что общество возникает в лоне природы. Люди развиваются благодаря своим потребностям. Законодательство в обществе возникает не по природе, а творится неестественно, и потому политические установки и требования – субъективные, неистинны, если они направлены не на благо.

Главной целью государства Демокрит считал обеспечение общих интересов свободных граждан. Рациональным государством он видит демократию. Ведь демократия обеспечивает возможность предоставить право на власть достойным членам общества. Граждане должны повиноваться закону, власти и разумному решению.

Каждый человек может научиться мудрости, которая дается не столько природой, сколько настойчивой учебой, овладением знаний.

По Демокриту, общество, полис и его законы, будучи результатом естественного развития, вместе с тем есть искусственные образования людей в процессе их эволюции от стадности к цивилизации.

Главной заслугой Демокрита в социальном познании является разработка концепций происхождения человека путем естественного развития космоса, эволюции материи благодаря разнообразным колебаниям. Четко прослеживается и проблема понимания человека как политического существа.

Выдающийся древнегреческий философ Платон выступил с идеей «идеального государства». Главное зло современного общества он видит в человеческом эгоизме, проистекающем из коммерциализации человеческих отношений. Люди по Платону, делятся на слои, группы в соответствии с особенностями их души. Главный принцип жизни – справедливость и благо.

Государство Платона – это афинская идеализация кастового строя. Его суть состоит в делении граждан на три разряда – сословия: философов–правителей, стражей и непосредственных производителей – земледельцев. В платоновском государстве «жалкие вожделения большинства подчиняются разумным желаниям меньшинства». Человек для государства, а не государство для человека – вот кредо политической философии Платона. Сущность политического искусства он видит в умении разумно организовывать и вести общегосударственную жизнь.

Творчество Аристотеля – наивысшее достижение всей античной политической мысли. Ученик Платона, основоположник логики, психологии и других отраслей знания. Он утверждает что человек «по природе своей существо политическое», «существо социальное». Смысл жизни человека – достижение высшего блага через деятельность. Только разумная деятельность человека делает его красивым.

Анализ происхождения и развития государства дает Аристотелю возможность сделать вывод о том, что историческими формами общения людей стали семьи; населения, состоящие из нескольких семей; колонии, то есть родовая сельская община, из которой происходит государство – полис. Государство доминирует над индивидом, семьей и родом, потому что призвано обеспечить высокую нравственность всех граждан. Государство – высшая форма общения.

Аристотель выступает и защитником прав человека, индивидуального права частной собственности. Выделяет в обществе классы в сословия свободных людей: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные работники, зажиточные люди(знать), воины, стражи, судьи, управленцы.

Аристотель заложил элементы научного знания о социальном управлении, определил некоторые задачи. Впервые поднимает и частично решает Аристотель проблему образа жизни и отмечает, что он значительно зависит от познания, от того, что человек понимает под счастьем или благом. Выделяется три образа жизни: первый– грубый, дерзкий, когда люди под благом и счастьем понимают лишь развлечения и утехи, второй – государственный, под которым достойные и деятельные люди понимают уважение, почет, как цель жизни, и третий – созерцательный образ жизни.

Рассмотрел Аристотель и такую сугубо социологическую проблему как досуг. Досуг, по Аристотелю, не просто свободное время, а время заполненное разнообразными занятиями; философским умосозерцанием, играми, упражнениями. Отсутствие досуга Аристотель связывает с бедностью.

В деятельности Аристотеля определенное место занимают общественные ценности: человеческая жизнь, добродетель, роль поколений в жизни государства. Оптимальным для управления государственным строем он считает тот, где «природа наделила физической силой молодых, а рассудительностью старших…».

Анализ развития социологических знаний в древнем мире свидетельствует об огромном скачке в развитии от наивных представлений о реальности до создания социально–философских систем и обобщений, способствующих более достоверному представлению человека об окружающем мире, о своем обществе, о себе.

Античная культура и наука создали мощный потенциал для развития европейской цивилизации, для развития права, политики, искусства философии. История древнего Рима, как и древней Греции, дает многие факты и данные о развитии социальных эмпирических исследований.