Управление изменениями

Принятие решений по корректирующим действиям

Определив отклонения проекта от плана, менеджер проекта должен пред­принять соответствующие действия.

Существует пять основных возможных направлений действий в случае отклонения проекта от плана:

1) найти альтернативное решение. В первую очередь, необходимо рассмотреть возможности, связан­ные с повышением эффективности работ за счет новых технологиче­ских или организационных решений;

2) пересмотр стоимости. Данный подход означает увеличение объемов работ и назначение дополнительных ресурсов. Решение может заключаться в увеличении нагрузки на существующие ресурсы или привлечении дополнительных людей, оборудования, материалов. Данный подход обычно применя­ется в случае необходимости устранения временных задержек проекта;

3) пересмотр сроков. Данный подход означает, что сроки выполнения работ будут отодвинуты. Руководство проекта может пойти на такое решение в случае жестких ограничений по стоимости;

4) пересмотр содержания работ. Данный подход предполагает, что объем работ по проекту может быть уменьшен и, соответственно, лишь часть запланированных ре­зультатов проекта будет достигнута;

5) прекращение проекта. Это, пожалуй, наиболее сложное решение. Однако оно должно быть принято, если прогнозируемые затраты по проекту превышают ожи­даемые выгоды. Решение, связанное с прекращением проекта, кроме чисто экономических аспектов, связано с преодолением проблем психологического характера, связанных с интересами различных уча­стников проекта.

Управление изменениями представляет собой процесс прогнозирования и пла­нирования будущих изменений, регистрации всех потенциальных изменений (в со­держании проекта, спецификации, стоимости, плане, сетевом графике и т. д.) для детального изучения, оценки последствий, одобрения или отклонения, а также ор­ганизации мониторинга и координации исполнителей, реализующих изменения в проекте.

Под изменением понимается замещение одного решения другим вследствие воздействия различных внешних и внутренних факторов при разработке и реали­зации проекта. Изменения могут вноситься в различные разделы проекта. Ини­циировать изменения могут и заказчик, и инвестор, и проектировщик, и подряд­чик. Заказчик, как правило, вносит изменения, улучшающие конечные технико-экономические характеристики проекта. Проектировщик может вносить изменения в первоначальную проектно-сметную документацию, спецификации. Подрядчик по ходу реализации проекта вносит изменения в календарный план, методы и техно­логии производства работ, последовательность (технологическую, пространствен­ную) возведения объектов и т. д.

Общий контроль изменений осуществляется: для оценки влияния факторов, приводящих к положительным или негативным изменениям в проекте; для опреде­ления уже совершившихся изменений в проекте; и для управления изменениями в проекте по мере их появления. Общий контроль изменений включает:

a) поддержание и обновление базового (целевого, директивного, опорного и т. д.) плана (графика) проекта, применяемого для сравнения с планами, формируе­мыми в процессе выполнения проекта;

b) обязательное изменение содержания проекта при изменении содержания его результата (продукта, товара, услуги и т.д.);

c) координацию и согласование изменений во взаимосвязанных видах информа­ции, функциях, процессах и процедурах управления проектом.

Входные данные общего контроля измененийсодержат базовый (целе­вой, директивный, опорный и т. д.) план (график) проекта, отчетность о ходе реализации проекта и требования на изменения в проекте.

Для общего контроля измененийиспользуется набор формальных проце­дур, установленных внутрифирменным стандартом реализующей проект организа­ции, которые определяют регламент изменений ранее принятых официальных до­кументов проекта и порядок их утверждения.

Результаты общего контроля измененийсодержат модифицированный базовый план проекта с учетом утвержденных изменений, которые в обязательном порядке доводятся до сведения участников проекта.

Функции общего контроля измененийзакрепляются за комиссией (груп­пой) контроля изменений (Change Control Board), которая несет ответственность за утверждение или отклонение запросов на изменения. Права и обязанности ко­миссии должны быть четко определены и согласованы с основными участниками проекта. В больших и сложных проектах может работать одновременно несколько комиссий с разными правами и обязанностями.