Ременные передачи.
Цепные передачи.
ЦП состоит из ведущей и ведомой звездочек и цепи, охватывающей звездочки и входящей в зацепление с их зубьями. Могут также включать натяжные, смазочные и ограждающие устройства. Цепь состоит из соединенных шарнирами звеньев, которые обеспечивают подвижность цепи. Применяют: 1. При средних межосевых расстояниях при которых ЗП требуют промежуточных ступеней или паразитных колес. 2. При жестких требованиях к габаритам. 3. При необходимости работы без проскальзывания (в отличие от ременных).
+: 1. Возможность применения в значительном диапазоне межосевых расстояний. 2. Меньшие, чем у ременных передач габариты. 3. Отсутствие скольжения. 4. Высокий КПД. 5. Малые силы, действующие на валы, так как нет необходимости в большом начальном натяжении цепи.6. Возможность легкой замены цепи. 7. Возможность передачи движения несколькими звездочками.
-: 1. ЦП работают в условиях отсутствия жидкостного трения в шарнирах цепи и следовательно с неизбежным износом. Износ шарниров приводит к увеличению шага звеньев и длины цепи, что вызывает необходимость применения натяжных устройств. 2. Требуют более высокой точности установки валов, чем клиноременные передачи и более сложного ухода и смазки, регулировки. 3. Передачи требуют установки в картерах. 4. Скорость движения цепи, особенно при малых числах зубьев звездочек непостоянна, что вызывает колебания передаточного отношения.
РП состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня, надетого на них с постоянным натяжением и передающего окружную силу за счет сил трения. Предусматривается также натяжное устройство. Применение:1. Для привода от электродвигателей небольших и средних по мощности машин – орудий. 2. Для привода от первичных ДВС электрогенераторов сельскохозяйственных и других машин.
Ремни выполняют 1. С сечением в виде узкого прямоугольника – плоские ремни. 2. Трапецивидного сечения – клиноременные. 3. Кругового сечения – круглые ремни. 4. Зубчатые ремни.
Клиновые и плоские ремни – наиболее распространены.
+: 1. Возможность передачи движения на значительное расстояние. 2. Плавность работы, смягчение толчков, бесшумность. 3. Возможность работы с высокими частотами вращения. 4. Малая стоимость.
-: 1. Значительные габариты, в несколько раз больше ЗП. 2. Неизбежность некоторого упругого скольжения ремня. 3. Повышенные силы на валах и опорах, так как требуется значительные силы для натяжения ремня при максимальной нагрузке. 4. Необходимость устройств для натяжения ремня. 5. Необходимость предохранения ремня от попадания масла. 6. Низкая долговечность ремней в быстроходных передачах.
Способы натяжения: 1. Перемещение одного из шкивов. 2. Натяжным роликом позволяющим периодическую перестановку или автоматически поддерживающим натяжение ремня, грузом или пружиной. 3. Предварительным упругим растяжением ремня (не нашел применения из-за повышенной нагрузки на валы). 4. Автоматическим устройством, обеспечивающим регулирование натяжение в зависимости от нагрузки.