Технология разработки бизнес-плана
Классификация основных типов бизнес-планов
С позиций практики бизнес-планы часто классифицируют по назначению:
1) бизнес-план предприятия на некоторый период (год, пять лет и т.п.);
2) бизнес-план инвестиционного проекта;
3) бизнес-план инновационного проекта;
4) бизнес-план конкретной бизнес-операции или мероприятия (крупной сделки, рекламной кампании, реструктуризации и т.п.);
5) бизнес-план санации (финансового оздоровления) предприятия.
Бизнес-план – подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия.
Бизнес-план является итоговым документом, составлению которого предшествует определение миссии и целей бизнеса, анализ внешней среды, собственных возможностей. На рис. представлена технология разработки бизнес-плана, предполагающая последовательные этапы реализации управленческих и маркетинговых знаний.
![]() |
БИЗНЕС-АНАЛИЗ | |
Анализ внешней среды 1. Перспективы развития отрасли и продукции 2. Состояние конкуренции 3. Потребители продукции 4. Сбытовая деятельность 5. Тенденции развития макросреды (среды косвенного воздействия) предприятия | Оценка внутренней среды (управленческий анализ) 1. Маркетинг 2. Финансы 3. Производство 4. Человеческие ресурсы 5. Административная деятельность |
Рис. Технология разработки бизнес-плана
Представленный комплекс управленческих действий по разработке отдельных блоков показывает не только сложность плановой работы, но и необходимость подключения к ней специалистов в различных областях. Достижению цели, преследуемой бизнес-планом, способствует в первую очередь компетентность разработчиков, а также наличие и реализация корпоративной политики предприятия.
Необходимость серьезного подхода к составлению бизнес-плана обусловлена тем, что:
a) в предпринимательскую деятельность включается все большее число людей, как правило, слабо представляющих ее сложность;
б) меняется облик экономической модели в связи с изменением экономических приоритетов;
в) любое производство требует соединения четырех факторов: земли, рабочей силы, капитала и предпринимательской инициативы. При наличии капитала остальные ресурсы можно приобрести на рынке, но при недостатке собственного капитала необходимым условием его привлечения (т.е. получения внешних инвестиций) является наличие бизнес-плана как аргументированного доказательства того, что инвестиции принесут прибыль и выгоду.
Бизнес-план является детальной финансово-экономической программой хозяйственной деятельности предприятия на перспективу. Он представляет собой модель организации производства и реализации продукции, включающую анализ экономических ситуаций, с которыми может столкнуться коллектив, и определение способов их решения. Кроме того, бизнес-план является элементом имиджа предприятия, дает возможность ознакомиться с предприятием, выполняя обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
Основной целью бизнес-плана является достижение разумного компромисса между тем, что предприятие намерено и чего способно достичь в плановом периоде.
Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса:
1. Каково положение предприятия в настоящий момент (проведение бизнес-анализа или ситуационного анализа)?
2. Каковы перспективы развития предприятия (определение миссии, задач, целей, конкурентных преимуществ)?
3. Как предприятие, используя свои конкурентные преимущества (составление бизнес-плана), будет выполнять свою миссию, решать задачи и достигать поставленные цели?
Необходимо иметь четкое представление о сущности своей деятельности, чтобы предприятие не отклонялось от намеченного курса, а также для привлечения необходимых дополнительных финансовых средств.