Вопрос 3. Методы разработки стратегий. Стратегические матрицы, кривые опыта
Процесс выработки стратегии начинается со сбора и анализа информации о состоянии внешней среды и положении дел в организации, ее сильных и слабых сторонах. Совокупность такого рода информации представлена в базе стратегических данных. Их анализ позволяет оценить положение фирмы в данный момент и перспективы ее развития. Для стратегического анализа и формирования стратегий в настоящее время широко используются прогнозы, различного рода матрицы и «кривые» опыта.
Кривые демонстрируют выведенную на основе наблюдений зависимость между различными параметрами деятельности организации (рис. 1).
Затраты, млн. руб.
120
90
70
50
![]() |
0 25 50 75 Объем производства, тыс. шт
Рис. 1. Кривая опыта
Задавая изменение одних, можно определить, как будут вести себя другие. Так, чаще всего анализируется динамика издержек; прибыли; производительности труда и прочих факторов.
Кривые опыта позволяют оценить внутренние факторы организации. Для оценки информации о внутренней и внешней среде используются другие методы. Среди них мы рассмотрим только следующие три.
1. Метод «5х5». Метод «5х5» предназначен для определения наиболее значимых элементов внешней среды и был предложен в 1984 году А.Х.Меском. Включает в себя пять вопросов о пяти факторах внешней среды.
- Если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы 5 факторов из них.
- Какие 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность?
- Какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны?
- Если вы уже определили направление стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей?
- Назовите 5 возможных изменений, которые могли бы стать благоприятными для Вас.
Для того чтобы дать достоверные ответы на каждый из 5 вопросов, необходимо собрать информацию об организационной среде и попытаться дать прогнозы ее будущего состояния.
Более распространенными методами оценки отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность фирмы являются методы построения матриц. Матрицы представляют собой таблицы, состоящие из 2-3 строк и столбцов, которые содержат характеристику основных сторон организации и ее окружения. В ячейке (квадранте), образованной пересечением строки и столбца, содержится оценка положения организации и формулировка стратегии действий. Наиболее известными являются матрицы: Бостонской консультативной группы (БКГ); «Мак-Кинси» (компании «Дж.Электрик»); SWOT-матрица и пр.
Более простой представляется матрица (метод) СВОТ (SWOT – по начальным буквам английских слов «сила - strong, слабости - weak, возможности - opportunity, угрозы - threats). Таким образом, в рамках этого метода организация, с одной стороны, выявляет и оценивает собственные сильные и слабые стороны, а с другой – определяет возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде.
Простым примером применения метода СВОТ может служить следующая таблица:
Фактор среды | Сила | Слабости | Возможности | Угрозы |
1. Внутренняя среда: - фирма имеет более грамотных программистов; - высокая текучесть кадров | Х | Х | ||
2. Внешняя среда: - правительство вводит более высокие таможенные пошлины на ввоз компьютеров - в обществе возрастает применение компьютеров | Х | Х |
Одной из первых (классической моделью) является матрица БКГ (Бостонской консультационной группы)
Матрица указывает на четыре основные позиции бизнеса (товара):
- высококонкурентный бизнес на быстрорастущих рынках – идеальное положение «звезда»
- высококонкурентный бизнес на зрелых, насыщенных, подверженных застою рынках (приносящие устойчивые прибыли «дойные коровы», или «Денежные мешки») – хороший источник наличности для фирмы
- не имеющие хороших конкурентных позиций, но действующие на перспективных рынках «знаки вопроса», чье будущее неопределённо
- сочетание слабых конкурентных позиций с рынками, находящимися в состоянии застоя, - «собаки» - отверженные мира бизнеса
Возможности расширения
Отраслевого рынка
(абсолютная доля рынка)
![]() |
Высокие
Дикая кошка Звезда
(Увеличивать) (Поддерживать)
![]() |
Дойная
Собака Корова
(Ликвидировать, (Сохранять)
сокращать)
Низкие
Уровень конкурентоспособности
(относительная доля рынка)
Низкий Высокий
Рис. 2. Модель Бостонской консультационной группы
При помощи данной матрицы фирма:
1. Определяет свои возможные перспективы и сочетания вложения капитала в различные отрасли, в производство того или иного товара, в ценные бумаги
2. Осуществляет анализ необходимости в рекламе, дополнительных финансовых вложениях в оборудование, в модернизации товара и проч.
Среди основных недостатков можно назвать то, что эта матрица не всегда правильно позволяет оценивать возможности бизнеса. Так, для единицы, определенной как «собака», может порекомендовать уход с рынка, в то время как внешние и внутренние изменения в состоянии изменить позицию бизнеса. Например, мелкое фермерское хозяйство, поставляющее овощную продукцию, в 70-е годы ХХ века могло быть оценено как «собака», но уже к 90-м года ухудшение экологической обстановки и особое отношение к «чистым» продуктам создали новые перспективы для этого бизнеса.