ПЕТРУШКА

1882 – 1971

ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ

 

Выдающийся русский композитор, дирижер. Один из тех русских композиторов XX века, которые оказали огромное влияние на развитие русской современной музыки. В его творчестве сочетались разные, часто противоречивые черты, характерные для мирового музыкального искусства XX века.

Идейно-художественная эволюция Стравинского очень сложна, в основном из-за разнообразия «творческих манер», как их именовал сам композитор. В резкой стилевой изменчивости заключается своеобразие творческой личности композитора.

В формировании молодого музыканта большую роль сыграло знакомство с русской народной песней, произведениями М.И. Глинки и с классическим оперным репертуаром, исполнителем которого был его отец, выдающийся певец Ф. Стравинский.

В ранний период Стравинский испытал сильное воздействие Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского; из зарубежной музыки сильным, но кратковременным было влияние творчества К. Дебюсси. Особый интерес вызывал отечественный фольклор. Влияние Римского-Корсакова можно отметить в обращении к русской архаике; Мусоргского – в ладовом богатстве и речевых интонациях. Необходимо отметить воздействие литературно-художественного объединения «Мир искусств».

Три первых балета Стравинского демонстрируют основные этапы стремительной творческой эволюции:

1910 – «Жар-птица» - отличается импрессионистской красочностью;

1911 – «Петрушка» - бытовые сцены;

1914 – «Весна священная» - картины языческой Руси.

Ярким достижением русского периода явилась «Свадебка» - «русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты». «Свадебке» предшествовал ряд хоровых и вокально-инструментальных произведений:

«Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», в которой Стравинский прибегает к новому сценическому решению – действие на сцене разыгрывается обособленно от «пения и музыки», разделяя поющего и играющего актера.

Подобные искания развиты в сценической работе «История солдата играемая, танцуемая и читаемая» (чтец, 2 пантомимические танцевальные роли, 7 инструментов).

Следующее сценическое произведение балет с пением «Пульчинелла» (1919г.) на темы Дж. Пергалези открывает новый неоклассический период.

Его характерные черты проявились в октете для духовых инструментов. Этот период длился более 30 лет, но с середины 30х намечается творческий кризис, усилившийся в годы второй мировой войны (1939 – 1945).

Начало периода отличается интенсивной сменой творческих манер. Стравинский осваивает различные исторические стили и «модели» прошлого – от барокко до венской классической школы и раннего романтизма (Вебер). Опера-ортория «Царь Эдип» содержит черты музыки барокко. «Симфония псалмов» является образцом европейской школы полифонистов. Завершает период опера «Похождение повесы».

Последний период, длившийся около 15 лет, назывался додекафонным. В этот период Стравинский применяет технику додекафонии, используя метод 12-тоновой системы. Ярким примером этого стиля стал балет «Агон».

Основные произведения:

3 оперы: «Соловей», «Мавра», «Похождение повесы»;

Опера-оратория «Царь Эдип».

9 балетов: «Жар-Птица», «Петрушка», «Весна священная», «Пульчинелла», «Игра в карты», «Поцелуй феи», «Аполлон-мусагет», «Орфей», «Агон».

Произведения для театра : «Свадебка», «Персефона», «История солдата», «Байка»;

3 симфонии и музыка для духовых инструментов.