ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

АЛЕКО

ЭТЮДЫ-КАРТИНЫ

Этюды-картины включают две тетради по девять произведений: ор.33 – 1911 год и ор.39 – 1917 год.

Этюды-картины представляют собой тип концертной пьесы, разработанной самим композитором.Особенность жанра заключается в сочетании виртуозных задач со стремлением к яркой картинности. Многие этюды-картины программны, но их программа не опубликована. Это отдельные зарисовки или определенные эмоциональные состояния.

 

Этюд-картина № 1 f-moll ор.33. Отличается волевым, энергичным характером. Для него свойственен внутренний контраст самой темы: малоразвитая, пассивная мелодия и импульсивный аккомпанемент. Так композитор запечатлел порыв и созерцание, статику и движение.

 

Этюд-картина № 8 g-moll ор.33. Скорбно-элегического характера, на формирование которого влияет мелодия, построенная на нисходящем движении от терцового тона к основному. Мелодия растворяется в различных пассажах, создавая ощущение недосказанности.

Этюды-картины ор.39 – последний цикл, созданный на родине, поэтому здесь присутствуют сумрачные настроения, тревожные, мужественные образы.

 

Этюд-картина № 2 a-moll ор.39. По словам Рахманинова, навеян образами моря и чаек. Отсюда использование триольного аккомпанемента, который создает завораживающее начало. Мелодия постепенно формируется из кратких попевок. Несмотря на общий спокойный характер, в скрытом двухголосии сопровождения прослеживаются интонации темы dies irae, которая у Рахманинова ассоциируется с образом смерти.

 

Этюд-картина № 6 a-moll ор.39. По словам Рахманинова, навеян образами Красной шапочки и Серого волка. Но его содержание выходит далеко за пределы детской сказки и воспринимается как извечный конфликт добра и зла.Произведение основано на контрастном сопоставлениидвух образов: первый – злой, скерцозный, токкатный мотив; второй – легкий, воздушный, безмятежный. На конфликтном сопоставлении этих образов строится этюд-картина. При этом вторая тема постепенно поникает, а первая преобразуется в агрессивный марш.

 

В 80е-90е годы XIX века повышается интерес к камерной опере («Иоланта» Чайковский, «Моцарт и Сальери» Римский-Корсаков, «Алеко», «Скупой рыцарь» Рахманинова). Интерес был обусловлен вниманием на внутреннем мире человека.

В основе оперы поэма Пушкина «Цыгане». Либретто Немировича-Данченко.

Рахманинов сосредоточил внимание на личной драме героев, снизив социальное значение поэмы Пушкина.

Особенности драматургии:

1. отсутствие экспозиционных этапов, замена их развернутыми монологами или рассказами;

2. герои показаны в момент кульминации.

Главный герой – типичный представитель эпохи, интеллигент, страдающий от одиночества. Характер Алеко наиболее ярко раскрыт в его каватине № 10. В каватине раскрываются два полюса души Алеко. С одной стороны – ревность, подозрительность, с другой – горячая любовь к Земфире. Неслучайно каватина состоит из двух разделов:

1. основан на лейтмотиве Алеко и развивает тему напряженного, драматического характера, завершает раздел лейтмотив Земфиры;

2. страстное, нежное воспоминание, которое завершается ярким, выразительным лейтмотивом любви Алеко.

Молодой цыган охарактеризован в лирическом романсе № 12. Это типичная серенада с характерным гитарным сопровождением и восторженной, эмоциональной мелодией.

Земфира получает характеристику в Песне о старом муже № 9. Здесь Рахманинов передает с одной стороны ненависть к Алеко, а с другой стороны – нежные чувства к молодому цыгану. При этом используется одна тема, но композитор значительно изменяет ее фактуру и динамику. В основе песни Земфиры – ее лейтмотив.

Характеристика Старика – отца Земфиры – дается в рассказе № 3. Дух эпического повествования передает характерная рахманиновская гармония – VII434 и лейтмотив былых воспоминаний.

Важную роль в опере играет симфоническое развитие. Это связано с наличием сквозных и местных лейтмотивов, а также самостоятельных оркестровых эпизодов. Ярким примером концентрации лейтмотивов является интродукция. Здесь сосредоточены три основных лейтмотива: лейтмотив цыган, лейтмотив Алеко и лейтмотив Земфиры.

 

Рахманиновым написано около 80 романсов. Большинство их написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины XIX и рубежа XX веков. Лишь незначительная часть – на слова поэтов первой половины XIX века. Нередко обращаясь к произведениям невысокого поэтического достоинства, Рахманинов прочитывал их по-своему, придавая новый, более глубокий смысл. В основном романсы Рахманинова выражали лирические чувства и настроения.

В нескольких романсах прослеживается связь с народной лирической песней. При этом жанр трактуется в драматическом плане. Яркий пример песня-романс «Полюбила я на печаль свою» (стихи Шевченко). По содержанию песня связана с темой рекрутчины, а по жанру – с плачами. В основе мелодии многократно повторяющаяся терцовая попевка. Драматические распевы в кульминациях усиливают близость к причитанию. Арпеджированные аккорды в начале песни подчеркивают ее народный склад.

Драматический центр – второй куплет. Восходящие секвенции в мелодии, поддержанные триольными фигурациями фортепиано, прерываются декламационной фразой. Последующая кульминационная фраза шире по диапазону, чем в первом проведении. После нее особенно выразительно звучат бессловесные вокализы коды.

Особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ». Он примыкает к романсам, связанным с русской песенностью. Об этом свидетельствует широта мелодии, непрерывный характер ее развития. Музыка столь выразительна, что композитор счел нужным отказаться от поэтического текста.

Мелодия звучит на фоне размеренных, спокойных аккордов рояля. Музыкальная ткань пронизана выразительными подголосками. Глубоко русский характер придает гармония, в основе которой натуральный минор.

Романс «Не пой, красавица, при мне» (слова А.С. Пушкина) продолжает традиции жанра русской «восточной лирики». Основная тема, задумчивая и печальная, изначально звучит в фортепианном вступлении. Однообразный органный пункт «ля» придает музыке восточный колорит. В отличие от Глинки и Римского-Корсакова, обращавшихся к этому стихотворению, композитор придает музыке страстно-патетический характер. Уже в первой строфе песенная мелодия предваряется выразительным речитативом-обращением.

Экспрессивный, декламационный характер носят фортепианные интерлюдии перед последующими строфами. В декламационной манере изложена и вокальная партия второй строфы, наложенная на основную мелодию в партии фортепиано.

В третьей строфе наступает драматическая кульминация. Восходящие секвенции вокальных фраз, беспокойные фигуры сопровождения с доминантовыми гармониями, приводят к патетическому восклицанию, поддержанному мощными аккордами. Необычной находкой композитора стала «тихая кульминация» в репризе. Вслед за начальным речитативом основная мелодия звучит у фортепиано, а в вокальной партии появляется выразительная тема-контрапункт, которая воспринимается как отголосок минувшего волнения.

Среди ранних романсов Рахманинова встречаются произведения, родственные вокальной лирике Чайковского. Для них характерна страстность чувств и длительное пребывание в одном эмоциональном состоянии.

«В молчанье ночи тайной» (слова А. Фета) – характерный образец любовной лирики подобного рода. Чувственный тон определяется уже в инструментальном вступлении. Томные интонации уменьшенной септимы в верхнем голосе звучат на фоне экспрессивных гармоний аккомпанемента (уменьшенный септаккорд, доминантовый нонаккорд). Характер подчеркивает триольная аккордовая фактура.

В среднем разделе сопровождение приобретает более взволнованный характер. Секвенции, имитационное развитие подводит к патетической кульминации. В заключительном разделе измененная тема первой части постепенно растворяется в фигурациях.

Романсы лирико-пейзажного характера – одна их лучших страниц вокального творчества Рахманинова. Некоторые из них выдержаны в прозрачных, акварельных тонах, проникнуты спокойным настроением, отличаются тонкостью и поэтичностью.

«Сирень» (слова Е.Бекетовой) – одно из лучших проявлений рахманиновской лирики. Музыка отличается простотой, слиянием лирического чувства и образов природы. Музыкальная ткань романса певуча, мелодична. Спокойные, распевные вокальные фразы льются непринужденно и безмятежно.

Выразительная фигурация фортепиано выполняет изобразительную функцию. Ощущение покоя создает лад пентатоника.

В процессе развития композитор выходит за рамки пентатоники. В середине романса выделяется задушевностью и теплотой широкая мелодическая фраза.

Значительно обновлена реприза. Композитор сохраняет лишь тональность и рисунок фортепианного сопровождения. Сама мелодия здесь новая, с широкими скачками и задержаниями в кульминации. Кристально чисто в заключение у рояля звучит диатоническая мелодия и пентатонная фигурация, завершающая произведение.

Романс «Здесь хорошо» (слова Г. Галиной) также принадлежит к выдающимся образцам созерцательной лирики композитора. Музыка романса непрерывно льется в сплетении мелодических фраз голоса и в мягких гармонических и ладовых переходах фортепиано.

В основе развития – начальная вокальная фраза – четырехзвучный мотив. Своеобразно достигается кульминация. Секвентное развитие основного мотива подводит к тихой кульминации, исполненной восторженного, но затаенного чувства.

Впечатление непрерывности создает неизменное фортепианное сопровождение, полное отсутствие цезур и стремление избежать тоники. Особый тонкий колорит придают субдоминантовые и доминантовые гармонии к побочным ступеням лада. Такое разнообразие тональных и гармонических красок обогащает не только колорит, но и лирико-психологическое содержание романса.

Романс «Весенние воды» (слова Ф. Тютчева) – музыкальная картина русской весны, радостных, ликующих чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты, построенные на звуках мажорного трезвучия, восходящие фразы завершаются энергичным скачком. Волевой характер усиливается пунктирными ритмическими фигурами.

Блестящая, концертная фортепианная партия создает жизнеутверждающий характер и яркую, живописную картину. Бурно взлетающие пассажи воссоздают атмосферу весенних потоков.

Музыкальное развитие отличается яркими тональными контрастами. Сила и напряженность развития вызвала появление двух кульминаций. Первая – устремленная вверх ликующая фраза, поддержанная бурными взлетами пассажей фортепиано («Она нас выслала вперед!»).

Раздел Andante начинает новую волну нарастания. Восходящие секвенции фортепиано подводят ко второй инструментальной кульминации, которая напоминает патетические, виртуозные эпизоды фортепианных концертов композитора. Последний звук вокальной партии сопровождает «лавина» низвергающихся октав фортепиано.

Образ ночи и гнетущего одиночества возникает в романсе «Отрывок из Мюссе» (перевод А. Апухтина). Музыкально-поэтический образ рождается в первых тактах романса. Мелодию образуют выразительные фразы, подчеркнутые экспрессивными фигурациями аккомпанемента.

В среднем разделе появляются контрастные по настроению эпизоды, раскрывающие сложную картину переживаний лирического героя. Напевная, ариозная мелодика сменяется речитативным изложением. Неожиданный прорыв светлого чувства связан с восклицаниями в вокальной партии и гармонией VI ступени в сопровождении. Состояние смутной тревоги создают уныло повторяющиеся фразы и нисходящее движение басов (удаляющиеся шаги).

Драматическая кульминация наступает в сжатой репризе-коде, связанной с фортепианным заключением, обобщившим самые яркие музыкальные моменты произведения.