Структура и функции метрологической службы организаций, являющихся юридическими лицами

Метрологические службы федеральных органов управления и юридических лиц создаются в министерствах (комитетах, ведомствах), на предприятиях и в организациях, являющихся юридическими лицами, в целях выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, проведения метрологического контроля и надзора.

Метрологические службы организованы в Минздраве, Минатоме, Минприроде и других федеральных органах исполнительной власти.

Основные цели, задачи, права и обязанности метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц любых форм собственности определены правилами по метрологии ПР 50.732-93 "Государственная система измерений. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц". Права и обязанности метрологических служб определяются Положениями о службе, утверждаемой руководителем министерства (комитета, ведомства) или предприятия и организации. К основным задачам метрологических служб федеральных органов управления относятся:

- надзор за состоянием и применением средств измерений, за аттестованными методиками выполнения измерений, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

- калибровка средств измерений;

- проверка своевременности представления средств измерений на испытаниях в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку;

- выдача обязательных предписаний, направленных на
предотвращение, прекращение или устранение нарушений
метрологических правил и норм;

- анализ состояния измерений, испытания и контроля на

предприятии, в организации.

Метрологические службы юридических лиц (предприятий, организаций) относятся к числу основных звеньев метрологической службы федеральных органов управления (министерств, комитетов, ведомств). Изложим подробнее представление о структуре, основных задачах и обязанностях метрологической службы юридического лица на примере промышленного предприятия.

На крупном промышленном предприятии приказом руководства формируется самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро), возглавляемое главным метрологом предприятия, подчиняющимся непосредственно главному инженеру (техническому директору). в службе главного метролога рекомендуется организовать следующие подразделения: комплексные (или по видам измерений) метрологические лаборатории, бюро подготовки и лабораторию организации метрологического обеспечения).

Структура и штаты метрологической службы утверждаются руководством предприятия исходя из специфики производства и объема работ, возлагаемого на метрологическую службу.

Основными задачами метрологической службы предприятия являются:

- обеспечение единства измерений, повышение уровня и совершенствование техники измерений, испытаний и контроля на предприятии;

- организация и проведение работ по подготовке и совершенствованию метрологического обеспечения во всех областях деятельности предприятия;

- определение необходимой номенклатуры и планомерное внедрение средств и методик выполнения измерений, испытаний и контроля, отвечающих современным требованиям и обеспечивающих повышение эффективности научных исследований, проектных, конструкторских и экспериментальных работ, поддержание заданных режимов технологических процессов, объективный контроль качества продукции, контроль соблюдения безопасных условий труда, учет и рациональное использование материальных и энергетических ресурсов.

Метрологическая служба осуществляет свою работу под методическим руководством базовой организации метрологической службы министерства в тесном взаимодействии со службами стандартизации, надежности и сертификации продукции предприятия.

На метрологическую службу предприятия возлагаются следующие обязанности:

проведение систематического анализа состояния метрологического обеспечения производства, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- разработка, согласование и внедрение стандартов и других нормативных документов по вопросам метрологического обеспечения;

- организация и участие в проведении метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации, разрабатываемой на предприятии;

- разработка для нужд предприятия совместно с другими подразделениями СИ, их испытания и контроль;

- участие в проведении испытаний продукции и подготовке ее к сертификации;

- участие в разработке и внедрении локальных поверочных схем, поддержание в надлежащем состоянии эталонных СИ и организация своевременной поверки рабочих СИ;

- организация и проведение ремонта СИ, изучение их эксплуатационных свойств;

- участие в обеспечении подразделений предприятия СИ, стандартными образцами состава и свойств веществ и материалов, ведение учета СИ;

- организация обучения по повышению квалификации работников предприятия, связанных с выполнением измерений;

- предъявление руководителям подразделений предписаний об устранении выявленных нарушений метрологических правил, требований и норм, об изъятии из применения непригодных СИ.

На небольших предприятиях при малых объемах работ Госстандарт России рекомендует вместо организации метрологических служб назначать лиц, ответственных за обеспечение единства измерений. Для ответственных лиц (инженеров-метрологов) утверждается должностная инструкция, в которой оговариваются их функции, права, обязанности и ответственность.

2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

2.1. Краткая история развития стандартизации

В процессе трудовой деятельности людей создавались новые продукты, орудия труда, совершенствовались трудовые навыки. Наиболее удачные результаты трудовой деятельности запоминались в виде образцов (стандартов) для их повторного использования. Подобный процесс уже можно было интерпретировать как первый шаг на пути к стандартизации.

Стандартизации способствовало начавшееся в Древнем мире создание единой системы мер, что позволило, например, в строительстве использовать стандартные детали и блоки, водопроводные трубы стандартного диаметра.

В эпоху Возрождения в Венеции возникла необходимость в строительстве большого количества судов, и галеры стали собираться из заранее заготовленных деталей и узлов. Это стало началом использования применяемого в стандартизации метода унификации.

Наиболее широко метод унификации стал применяться в машинном производстве. в 1785 г. француз Леблан изготовил 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей, т.е. были достигнуты такие свойства стандартов, как взаимозаменяемость и совместимость. в Германии создается стандарт и на сами ружья, калибр которых был определен в 13,9 мм. в 1845 г. в Англии была введена система крепежных резьб, а в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

В 1875г. представители 19 государств Международной метрической конвенции учредили Международное бюро мер и весов, что принято рассматривать как начало международной стандартизации.

Двигалась по пути стандартизации и Россия. Во времена правления Ивана Грозного для измерения пушечных ядер были введены стандартные калибры, называемые кружалами. Расширяя торговлю с другими странами, Петр I ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров. в городах Петербург и Архангельск им были организованы правительственные бракеражные комиссии, которым вменялось в обязанность тщательно проверять качество экспортируемого из России сырья.

И все же действительным началом стандартизации в нашей стране следует считать принятие метрической системы мер и весов, которая была введена законом в 1899 г. в факультативном (необязательном) порядке и только в советское время (1918 г.) получила статус обязательного применения. Первый центральный орган по стандартизации в СССР (Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны) был создан в 1925 г. Комитет руководил работой ведомств по разработке ведомственных стандартов и определил порядок утверждения и опубликования стандартов. Была также введена категория общесоюзных стандартов (ОСТ). Первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов, на некоторые товары народного потребления были разработаны Комитетом уже в 1926 г.

Последующими этапными событиями истории приватизации в нашей стране в советский период стали:

- 1940 г. - создан Всесоюзный комитет по стандартизации при Совнаркоме СССР, который в дальнейшем был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. Отменен порядок утверждения стандартов наркоматами, вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов введен Государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ).

- 1968 г. - впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов "Государственная система стандартизации" (ГСС). Появились четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

- 1985 г. - в правительственном Постановлении главной задачей стандартизации была названа разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой документации.

- 1990 г. - правительством определены задачи стандартизации в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения и интеграции ее в мировое экономическое пространство. Главным положением концепции государственной системы стандартизации стало приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой.

В стандартах устанавливались две категории требований к качеству продукции - обязательные и рекомендуемые. К обязательным были отнесены требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции. Было установлено, что если международные и национальные стандарты зарубежных стран удовлетворяют потребностям народного хозяйства, то возможно их прямое применение в качестве государственных стандартов. Начиная с 1991 г., предусматривался переход на разработку государственных стандартов, как правило, силами технических комитетов по стандартизации, в которые входили специалисты, представляющие заинтересованные организации и предприятия.

 

- 1992 г. - с распадом СССР на территории бывшего Советского Союза были образованы независимые государства, позднее объединившиеся в Союз независимых государств (СНГ). Потребовались новые формы сотрудничества стран СНГ в области метрологии, стандартизации, сертификации. в результате было подписано Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. в Российской Федерации начала формироваться российская система стандартизации.

- 1993 г. стал важной вехой в истории российской стандартизации. в этот год был принят первый законодательный акт в этой области -Закон РФ "О стандартизации", который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством применения нормативных документов по стандартизации.

- В июне 1998 г. Госстандарт России представил новую Концепцию национальной системы стандартизации. Основными предпосылками разработки этого документа следует считать: признание возможности и необходимости государственного регулирования экономики с помощью стандартизации при ее общей ориентации на рыночный характер и высокий уровень самостоятельности хозяйствующих субъектов; трансформацию идеи интеграции экономики России с европейской и мировой экономикой в практические мероприятия по обеспечению вступления России в ВТО, активизацию участия России в деятельности международных организаций по стандартизации и метрологии, а также в рамках СНГ.

Разработка новой Концепции была продиктована также необходимостью поэтапного снижения импортозависимости отечественного рынка и повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг.