СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ

Год.

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Эволюция симфонического творчества Скрябина весьма значительна. От первой симфонии до симфонической поэмы «Прометей» наблюдается сужение цикла.

Первая симфония – в шести частях, финна написан для симфонического оркестра, хора и двух солистов на литературный текст Скрябина (гимн во славу искусства).

Вторая симфония – в пяти частях объединена идеей преодоления.

Третья симфония – «Божественная поэма» - три части, звучащие attacca.

Две симфонические поэмы: «Поэма экстаза», «Прометей».

Значительно изменяется музыкальный язык. Если в трех симфониях он достаточно традиционен, то язык «Прометея» явно выходит за рамки классической и романтической гармонии.

 

СИМФОНИЯ № 3 «БОЖЕСТВЕННАЯ ПОЭМА» c-moll

Первое произведение, в котором Скрябин выразил свою философскую концепцию в симфонических образах. Здесь он воспевает человека-творца и великую божественную силу его разума и таланта. В названии симфонии заключен не только идейный замысел, но и ее строение. Три части звучат без перерыва и объединены общим тематизмом.

Три части симфонии имеют программные подзаголовки, отражающие основные этапы духовного освобождения личности: 1 часть – «Борьба»; 2 часть – «Наслаждения»; 3 часть – «Божественная игра» (свободное творчество).

 

Первая часть наиболее масштабна. Здесь претворяются традиции суровой и величественной героики Бетховена, а также – лирический пафос музыки Чайковского.

В симфонии появляется тема-эпиграф – предельно сконцентрированная музыкальная мысль, получившая название – тема самоутверждения. Она сочетает краткость и внутреннюю динамику музыкальной мысли. Тема излагается на ff октавами в низком регистре. Мелодический рисунок: богатырская раскачка вокруг временной тоники Des-dur, нисходящий скачек на септиму, восходящий хроматический ход с остановкой на увеличенном трезвучии. Значительное напряжение разрешается внезапным тональным сдвигом в Ges-dur, подчеркнуто восходящим секстовым ходом трубы. Восходящая секста – второй элемент темы эпиграфа – становится самостоятельным лейтмотивом, который будет играть важную роль во второй и третьей частях.

В целом, тема-эпиграф играет важную формообразующую роль: она завершает основные разделы сонатной формы и подводит итог каждому этапу драматического развития.

Масштабность части определяет развернутость каждой темы экспозиции. Главная партия c-moll – подвижна, активна, исполнена внутреннего порыва. Она связана с лейтмотивом, а ее широкое развитие напоминает тематизм Чайковского. Энергичный пунктирный затакт подчеркивает волевой импульс. Тема излагается в трехчастной форме с развитием в среднем разделе.

Связующая партия легка, прозрачна, создает ощущение полета.

Побочная партия широко развита Es-dur. Она содержит две темы:

1. спокойная, светлая, имеет эпизодическое значение;

2. более значима; призрачно-фантастического характера, воспринимается как образ далекой мечты.

Заключительная партия привносит героические образы и связана со значительным эмоциональным подъемом. Она логично подводит к теме самоутверждения.

Развернутость образов экспозиции объясняет масштабность разработки, весьма напряженной и объемной. В ней три раздела.

Первый раздел начинается с темы главной партии в тональности g-moll. Она приобретает беспокойный напряженный характер. В развитие включается вторая тема побочной партии, интонации вступления. Активное развитие завершается темой заключительной партии (первая кульминация). Но эмоциональный подъем завершается грандиозным срывом на гармонии малого вводного.

Второй раздел. В тревожной тишине у альтов рождаются интонации будущей темы второй части. Они сочетаются со вторым элементом вступления (секстовым возгласом трубы). Облик новой темы мрачен и сдержан. Интонации новой темы гаснут под натиском новой динамической волны – темы главной партии. Она звучит в низком регистре, в ритмическом увеличении, у медных духовых, превращаясь в зловещий и трагический образ.

Третий раздел связан с развитием лирического тематизма. В основе вторая тема побочной партии. Лирика подчиняет себе тему главной партии. В этом же разделе продолжается становление темы второй части, которая вырастает в прекрасный, нежный образ. Кульминацией разработки становится провозглашение темы вступления.

Реприза динамизирована и сокращена. Она начинается с контрапункта темы главной партии и основной темы второй части.

Довольно обширна кода. Она включает два раздела. Первый довольно развитый, разработочного типа, где присутствуют как драматические, так и лирические образы: вторая тема побочной партии, тема второй части и тема главной партии. Второй раздел весьма активен, ритмически сжат и основан на теме главной партии. Предельно сконцентрированная энергия находит выход в заключительной кульминации, где полно и величественно тема вступления утверждает основную тему преодоления темных сил.

Вторая часть «Наслаждения». Широко развитая сфера лирики. Важным фактором развития является полифония. Композитор использует сонатную форму. Облик всей части определяет тема главной партии, интонации которой формируются на протяжении всей первой части. Основу составляет восходящий мотив томления. Своеобразные гармонические сопоставления, пентатоника в мелодической линии, фигурационные пассажи создают яркий, поэтичный образ. В развитие темы неоднократно вторгается секстовый возглас трубы из вступления.

 

Третья часть – финал отличается стремительностью, моторностью, лаконичностью тем. Тема главной партии вырастает из секстового трубного возгласа (первый элемент). Второй элемент – взлет по ступеням S9 с последующим разрешением в тоническое трезвучие C-dur. Ощущение полета усиливает пунктирный ритм.

Секстовые интонации продолжают развиваться и составляют основу побочной партии. Лирическая тема обильно хроматизирована, отличается полифонической фактурой и выразительными подголосками.

Важную роль играет тема заключительной партии. В ее основе пентатоника. Это спокойная, умиротворенная, нежная тема.

В разработке нет конфликтного столкновения. Она построена на ладовых, ритмических, тембровых преобразованиях темы главной партии. В кульминации в увеличении звучит тема побочной партии в контрапункте с главной.

Реприза довольно динамична. Главная партия звучит четыре такта, а побочная наоборот, излагается в более плотной фактуре, в трехчастной форме. Заключительная партия звучит без изменений.

Кульминация всего цикла – кода открывается темой главной партии первой части в тональности e-moll. Волна интенсивного динамического развития подводит к кульминации, в которой в увеличении утверждается тема второй части, преобразованная в величественный гимн.

Завершается симфония темой самоутверждения, символизирующей торжество могучей человеческой воли.