СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

Год.

СИМФОНИЯ № 5 B-dur

Год.

Концерт посвящен Л. Ауэру и впервые прозвучал в его исполнении. В концерте проявились лучшие черты творчества Глазунова: глубочайший лиризм, единство развития, стройность формы, сочетание выразительности и виртуозности. Не смотря на общий характер музыки, лирика Глазунова не достигает напряженности и пафоса, свойственному Чайковскому.

Концерт имеет черты камерности и лаконичности. Композитор отказывается от традиционной структуры, используя двухчастный цикл, части которого звучат attacca (без перерыва).

Оркестровая партия выдержана в прозрачных тонах и не противопоставлена соло. Две части концерта контрастны: первая – лирико-драматическое сонатное allegro, вторая часть – светлая, жанровая, связанная с образами охоты.

В первой части главная и побочная партии не контрастны друг другу, различие лишь в степени эмоционального контраста.

Главная партия (a-moll) – эмоционально насыщенная, подвижная. Мелодия своеобразна: включает хроматические интонации и весьма развита в диапазоне.

Побочная пария (F-dur) – более спокойна, диатонична, звучит в высоком регистре светло и безмятежно.

Виртуозные пассажи, основанные на темах главной и побочной партий составляют заключительную партию.

Своеобразна разработка. В ней два раздела:

1. самостоятельный эпизод – монолог скрипки, сочетающий выразительность главной партии и нежность, безмятежность побочной (Des-dur);

2. собственно разработка, где в партии оркестра развиваются темы экспозиции.

Разработка небольшая по масштабам подводит к кульминации, где в аккордовой фактуре, в виде диалога солиста и оркестра, звучит тема главной партии.

Реприза динамизирована. Главная партия сжата и более страстная по характеру. Побочная партия звучит светло и умиротворенно.

Вторая часть отделена от первой каденцией солиста, которая представляет собой вторую разработку. Здесь композитор не ставит традиционных виртуозных задач. Небольшой предыкт на доминантовом органном пункте вводит в финал.

 

Во второй части (A-dur) преобладают светлые, радостные образы. Вся часть энергична и танцевальна. Это жанровые сцены, которые ассоциируются с образами охоты. Используется форма рондо, где рефрен сосредоточил характерные черты облика финала: задор и темперамент. Рефрен чередуется с двумя эпизодами:

· легкая, грациозная танцевальная тема (E-dur);

· угловатая, с оттенком юмора (D-dur).

 

Произведение наиболее типично для творчества композитора. Имеет лирико-эпический характер. В симфонии четыре части. Цикл отличается внутренним единством, но единство достигается не путем интонационных связей, а благодаря общности светлого, оптимистического настроения всего произведения. Эпический тип драматургии диктует особенности формы: не контраст, а родство основных тем-образов.

Первая часть открывается вступлением в размере 4/4. В основе – торжественная, величественная тема, звучащая в низком регистре, с опорой на устойчивые ступени. Характер музыки, кроме перечисленных средств, подчеркивается яркой динамикой и неторопливым темпом. Постепенно движение становится более оживленным, размер меняется на ¾. Т.о. подготавливается тема главной партии.

Главная партия (B-dur) – лирическая, с танцевальным оттенком, представляет собой измененную тему вступления. Тема весьма легка и полетна, несмотря на низкий регистр. Структура темы приближается к трехчастной форме, в среднем разделе которой продолжается развитие основного материала темы.

Связующая партия основана на теме главной партии и представляет ее фанфарный вариант.

Побочная партия (F-dur) – также является вариантом главной партии и звучит в обращении. Побочная партия излагается в трехчастной форме. Ее средний раздел продолжает развитие интонаций главной партии. В целом вся побочная партия напоминает лирический вальс.

Заключительная партия подчеркивает родство тем главной и побочной партий. Композитор проводит их одновременно.

Разработка не противопоставляет темы, а сближает их, не приводя к изменению. В разработке два раздела:

побочная Ges-dur с

1. Главная партия Cis-dur, D-dur, Es-dur элементами главной

 

2. Контрапункт главная + побочная реприза.

Реприза сжата и динамизирована.

главная

Схема: побочная + побочная.

Кода – совместное проведение главной и побочной партий.

Таким образом драматургия первой части основана на постепенном возрастании роли побочной партии и перерастании ее из сферы спокойной, уравновешенной лирики в величественный гимн.

 

Вторая часть – скерцо. Яркий контраст первой части. Используется форма рондо с двумя эпизодами, включает разнохарактерные темы. Рефрен g-moll сказочно-фантастического характера звучит в высоком регистре. Особую окраску создают колоритная инструментовка и гармония.

Первый эпизод F-dur – тяжеловесная тема, напоминающая удалую размашистую пляску.

Второй эпизод D-dur – светлая пасторальная мелодия в духе свирельного наигрыша с изящной инструментовкой.

В коде в сокращении звучит тема второго эпизода и «растворяется» основная тема-рефрен.

 

Третья часть – лирическая поэма. Используется сложная трехчастная форма со вступлением. Вступление довольно обширно. Это сдержанный хорал.

Основная тема излагается в простой трехчастной форме. Тональность – Es, B-dur. Это типичный образец мечтательной лирики Глазунова. Она выразительна и поэтична, а средний раздел отличается большей взволнованностью.

Средняя часть основана на двух темах. Первая – суровая грозная фраза у низких медных духовых. Вторая тема – скорбный элегический мотив с оттенком жалобы. Таким образом, в средней части тоже складывается простая трехчастная форма. Но, несмотря на яркий контраст, угрожающий образ быстро исчезает, и в репризе основная тема становится более страстной и эмоциональной.

В коде звучит измененная лирическая тема средней части в основной тональности. Она приобретает восторженный, светлый характер.

 

Четвертая часть – финал – рондо-соната.

Схема:

 

А В А С А В А кода

г/п п/п г/п разработка г/п п/п г/п

 

Монументальное завершение цикла. Именно благодаря финалу создается ликующая атмосфера праздника. Для него характерно большое количество разножанровых тем: пляска, былина, колядка, протяжная.

Краткое вступление – лаконичный и энергичный призыв. Главная партия – энергичная пляска в трехчастной форме, тональность – g-moll. Побочная партия – e-moll звучит в низком регистре как величественный былинный напев.

Разработка (эпизод) – es-moll – основана на двух темах: первая – в духе колядки; второй – задушевный, элегичный мотив.

В коде тема колядки преобразуется в торжественный величественный гимн.

Единство финалу придает остинатный ритм: