Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий.
1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создания новой комбинации из усвоенных, старых элементов.
Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).
2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.
3. Нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.
4. Быстрота реакций, находчивость в действиях.
Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
Показатели творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности.
1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно – выразительных средств для воплощения образа.
2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Все выше изложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.
Содержание. | |
I.Введение. Предмет и задачи курса. | |
1. Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольников. | |
2. Классификация и характеристика методов обучения детей изобразительной деятельности. | |
3. Классификация и характеристика НОД по изобразительной деятельности. | |
4. Значение игровых приемов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. | |
5. Организация и методика проведения НОД по изобразительной деятельности. | |
6. Формы организации рассматривания детских работ на занятиях по рисованию | |
7. Особенности анализа работы по изобразительной деятельности. Взаимосвязь анализа и планирования. | |
II.Рисование. 1. Ранний возраст. Развитие рисования от года до двух лет. | |
2. Первая младшая группа. Характер рисования у детей от 2 до 3 лет. | |
3. Вторая младшая группа. Задачи обучения. | |
4. Средняя группа | |
5. Старшая группа. | |
6. Подготовительная к школе группа. | |
III. Лепка. Материалы и оборудование для лепки. | |
1. Задачи и содержание обучения в разных возрастных группах. Первая младшая группа | |
Средняя группа Особенности пластической формы, создаваемой детьми | |
Старшая группа Особенности пластической формы, создаваемой детьми | |
Подготовительная к школе группа Особенности пластической формы, создаваемой детьми | |
2. Методика обучения лепке в разных возрастных группах | |
3. Творчество детей в лепке под влиянием произведений искусства. | |
4. Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей. | |
IV.Аппликация. Виды аппликации в д/с. | |
1. Оборудование и материалы для выполнения аппликации. | |
2. Задачи и программный материал по аппликации. | |
3. Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания. | |
4. Методика обучения детей аппликации из природного материала. | |
V. Конструирование.Виды конструирования. | |
1. Конструирование из бумаги в средней и старшей группе детского сада. | |
2. Методы и приёмы обучения. | |
VI.Планирование. 1. Планирование НОД по изобразительной деятельности и конструированию. | |
VII.Изобразительные способности. | |
VIII. Детское изобразительное творчество. | |
Список литературы |