Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий.

1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создания новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).

2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.

3. Нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

4. Быстрота реакций, находчивость в действиях.

Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

 

Показатели творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности.

1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно – выразительных средств для воплощения образа.

2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.

Все выше изложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.

 

 

Содержание.  
I.Введение. Предмет и задачи курса.
1. Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольников.    
2. Классификация и характеристика методов обучения детей изобразительной деятельности.  
3. Классификация и характеристика НОД по изобразительной деятельности.  
4. Значение игровых приемов в обучении дошкольников изобразительной деятельности.  
5. Организация и методика проведения НОД по изобразительной деятельности.  
6. Формы организации рассматривания детских работ на занятиях по рисованию  
7. Особенности анализа работы по изобразительной деятельности. Взаимосвязь анализа и планирования.  
II.Рисование. 1. Ранний возраст. Развитие рисования от года до двух лет.  
2. Первая младшая группа. Характер рисования у детей от 2 до 3 лет.
3. Вторая младшая группа. Задачи обучения.
4. Средняя группа
5. Старшая группа.
6. Подготовительная к школе группа.
III. Лепка. Материалы и оборудование для лепки.
1. Задачи и содержание обучения в разных возрастных группах. Первая младшая группа  
Средняя группа Особенности пластической формы, создаваемой детьми  
Старшая группа Особенности пластической формы, создаваемой детьми  
Подготовительная к школе группа Особенности пластической формы, создаваемой детьми  
2. Методика обучения лепке в разных возрастных группах
3. Творчество детей в лепке под влиянием произведений искусства.  
4. Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей.  
IV.Аппликация. Виды аппликации в д/с.
1. Оборудование и материалы для выполнения аппликации.
2. Задачи и программный материал по аппликации.
3. Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.
4. Методика обучения детей аппликации из природного материала.
V. Конструирование.Виды конструирования.
1. Конструирование из бумаги в средней и старшей группе детского сада.
2. Методы и приёмы обучения.
VI.Планирование. 1. Планирование НОД по изобразительной деятельности и конструированию.    
VII.Изобразительные способности.
VIII. Детское изобразительное творчество.
Список литературы