Этапы развития детского изобразительного творчества.

 

Детское изобразительное творчество - сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение

Важнейшей проблемой в понимании особенностей развития детского творчества является вопрос о «стадиях» его развития. Закономерность в развитии детского изобразительного творчества может быть представлена как ряд последовательно идущих «стадий» или ступеней.

 

Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала "примитивных" людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.

 

Таким образом, первый этап творческого процессавозникновение замыслаимеется и в деятельности ребенка.

 

К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии: ребенок делает важное мировоззренческое открытие - окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними - линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал - "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Эта ступень продолжается до пяти-шести лет

 

При этом, если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения.

Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

 

Умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появиться в деятельности дошколь­ника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа.

К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире. Старший дошкольник уже способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.

В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения.