I квартал

Прохождение программы

Задачи обучения

Программа обучения детей в подготовительной к школе груп­пе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с програм­мой старшей группы.

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими прие­мами.

Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основной для них — пластический способ — лепка из целого куска.

 

Опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конус, шар, овоид, цилиндр), дети одновременно должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов.

 

Педагог, развивая творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбирать темы, выразительные средст­ва и способы изображения.

 

Все перечисленные задачи конкретизируются по кварталам.

 

В I квартале перед воспитателем стоит задача — научить детей лепить предметы характерной формы. Для этого в начале года им предлагают изображать овощи и фрукты.

В подготовительной к школе группе задачи усложняются: дети лепят два однородных предметаразличной формы, например одно яблоко овальной формы (крым­ское, а другое округлой (антоновское), несколько видов огурцов.

Из вылепленных фруктов или овощей составляется и общая ком­позиция на тарелке, в корзине или в вазе.

Детей учат создавать фигуры по игрушке или скульптуре, изо­бражающих предмет в действии: поющий петух с горделиво подня­той головой, котенок, играющий в мяч, и т. д.

 

Изображение петушка в разных положениях

 

Дети лепят животных по представлению. Они должны четко пред­ставить себе характер формыосновной части и те особенности, ко­торые отличают данное животное от других. Например, собак разных пород, медведя от волка, утку от гуся, петуха от курицы.

Создавая изображение по представ­лению, дети будут руководствоваться общими знаниями строения жи­вотных и теми, которые они получили во время лепки с натуры. Дети могут передавать довольно тонкие отличия, например по­роды собак по длине и форме туловища, по длине ног, строению головы.

Успешное изображение предмета зависит от способов соедине­ния частей. Кроме примазывания одной части к другой, можно сое­динять их вкладыванием одной части в углублениедругой, предва­рительно сделав насечки на конце той части, которая вставляется.

Во время изображения отдельных предметов дети продолжают учиться устанавливать фигурки в вертикальном положении на под­ставках.

 

В I квартале дети продолжают лепить фигуру человека. Снача­ла это несложные фигурки, повторяющие по способу те, что лепили в старшей группе.

Но в подготовительной возрастают требования к изображе­нию формы и пропорций и поэтому постепенно во время лепки с натуры (как пра­вило, куклы) дети уточняют форму, пропорции человеческой фигуры. Воспитатель вместе с детьми сравнивает по размерам части и ус­танавливает, сколько раз голова куклыумещается во всем ее туло­вище.

Фигурки людей можно лепить и по игрушкам дымковских мас­теров. Они сложнее по своим пропорциям прежде всего потому, что в основном изображают взрослого человека, у которого голова ук­ладывается в туловище 7—8 раз.

 

Вводится способ лепки, которым пользуют­ся дымковские мастерицы: голову и кофту лепят из одного куска, а юбку — отдельно в виде колоколообразной формы из расплющен­ного пласта глины. Этот способ дает возможность сделать юбку по­лой, отчего изделие становится легче. Голова с кофтой и юбка соеди­няются воедино и плотно примазываются друг к другу, а руки при­крепляются по отдельности: сначала — одна, потом — другая. Все мелкие детали — оборки, фартук, рюши, кокошник — выполняются путем налепа.

 

Изготовление куклы с юбкой-колоколом

 

Детей учат изображать человека и по пред­ставлению. Темы могут быть разные: «Мальчик (или девочка) держат флажок», «Мальчик идет в школу». Во время лепки на подобные темы дети имеют возможность фантазировать, выбирая образ, переда­вать формы и действия, использовать способ лепки.

 

Начиная с I квартала дети могут лепить сказочные персона­жи, например Бабу Ягу в ступе, Чиполлино. Это позволяет раз­вивать у них творческую инициативу. Характерные черты сказочных героев помогают детям достичь сходства в изображении, повышают интерес к лепке.