III квартал

 

Наряду с изображением предметов воспитатель учит детей рисовать животных. Прежде всего он обращает внимание на то общее, что характеризует всех животных: голова овальной формы, удлиненное, горизонтально расположенное туловище, четыре лапы, а затем отмечает особенности каждого. Прежде чем приступить к рисованию конкретного животного, например мишки, дети внимательно рассматривают фигурку, затем лепят, и только после этого педагог дает задание: изобразить двух медвежат (по какой-либо сказке) в движении, в разных позах. Педагог добивается передачи характерных черт животного.

В старшей группе совершенствуется изображение человеческой фигуры. Дети усваивают пропорции, конструкцию фигуры. Однако трудно дается одновременное решение двух задач — передача движения и соблюдения пропорциональности между частями фигуры. Поэтому, после того как дети рассмотрят фигуру, педагог обговаривает ее расположение на листе. Только после этого дети приступают к работе: сначала рисуют тело и голову, затем руки и ноги (обращается внимание на длину рук и ног, на отличие в толщине). Не все удается детям при изображении человека, но сама постановка задачи полезна, так как дети уясняют значение величинных соотношений.

Допущенные ошибки анализируются, педагог указывает возможные исправления.

В старшей группе, к весне, воспитатель учит детей рисовать узоры, требующие симметричного построения,— на круге, розетке. Дети овладевают навыком ритмично наносить повторяющиеся элементы узора — мазки, точки, дуги, полоски — и изображающие растительные мотивы — венчики цветов, ягод, листьев, веток. Наиболее полно украшается обычно середина формы — по сторонам и углам или фестонам розетки, по окружности — более легкий узор.

Характер узора может изменяться в зависимости от назначения рисунка: будет ли это салфетка, скатерть на кукольный стол, верхняя крышка коробки, спинка игрушечного стула и пр.

Воспитатель может предложить детям самостоятельно по своему замыслу выполнить узоры на полоске бумаги (закладка в книгу), на кувшине, вазе, вырезанных из бумаги. Эти работы особенно приятно дарить мамам, бабушкам в праздник.

Декоративное рисование воспитывает в детях чувство цвета, художественный вкус. Поэтому к каждому занятию педагог продумывает подбор цветов, направляет детей на самостоятельный поиск новых цветосочетаний.