ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Прохождение программы.
На занятиях педагог воспитывает у детей интерес к изобразительной деятельности, эмоциональное к ней отношение; вырабатывает умения слушать и слышать его, видеть и замечать то, что он показывает на рисунке, картине; формирует умение, следуя показу, воспроизводить определенные целенаправленные действия.
Чтобы дети овладели навыками рисования, необходимо развивать движения руки, добиваться их большей координации, ритмичности, умение многократно преднамеренно повторять однородные движения. В процессе рисования важно развивать у детей ощущения, восприятие, обогащать опыт ребят активным познанием таких свойств, как мягкость, пластичность, величина, цвет и пр.; нужно развивать умения находить сходство рисунка с предметом и называть его, учить понимать, «читать» свой рисунок, замечать рисунки, выполненные товарищами, находить среди работ свой рисунок, рассказывать, что нарисовал.
Подведение к изображению.
В первой младшей группе воспитатель подводит детей к изображению, к пониманию изобразительного характера рисунка. Дети третьего года жизни не могут еще передавать четкой формы предмета, поэтому воспитатель учит их изображать предметы неопределенных очертаний (они могут быть в какой-то мере похожи на округлые, угловатые). На занятиях он предлагает детям дорисовывать отдельные недостающие части готового изображения (веревочку для воздушного шарика, палочку для флажка и т. д.).
В этой возрастной группе воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги, предлагая наносить мазки, повторять их ритмично несколько раз. Программа не ставит задачу обучения построению узоров, однако с помощью мазков создается элементарная орнаментальная композиция, вид которой радует детей своим ритмом, яркостью цвета.
На занятиях рисованием детей обучают различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий — и преднамеренно использовать их в процессе работы. Дети часто по признаку цвета дают изображению какое-либо название (трава, цветок, солнышко и т. д.).
Воспитатель обращает внимание малышей на различные очертания цветовых пятен, характер штрихов. Из окружающей действительности он выбирает такие явления, которые дети могут передать ритмом штрихов, мазков, контрастом цвета, линейным контуром. Воспитанники рисуют, как падают листья, идет дождик или снежок, звенит весенняя капель, бегут ручьи.
Итак, на занятиях рисованием детей подводят к пониманию того, что простейшие комбинации из штрихов, из форм неопределенного контура могут что-то изображать.
Технические навыки.
Уже с первых занятий педагог приучает детей сидеть прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги.
Рисование карандашами, красками требует освоения определенных технических навыков.
Надо правильно держать карандаш: тремя пальцами, держать большим и средним, выше отточенного конца, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабые пальцы не удерживают карандашу, и он постоянно выпадает.
А также правильно держать кисть: кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку.
Детей учат при рисовании краской обмакивать кисть в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю легким прикосновением к краю баночки или розетки с краской; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
Воспитанники должны рисовать только на бумаге; нельзя пачкать одежду, стол, руки, стучать карандашом; следует аккуратно пользоваться всеми материалами и после занятия убирать их на место.