Аппликация

Лепка

Основной пластический материал, который используют в обучении детей лепке – это глина.

1. Глину готовят задолго до занятий для того, чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам. Готовую глину хранят в полиэтиленовом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой пленкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете.

В младшей группе глину формируют в столбик величиной чуть больше детской ладони.

В средней группе на общий стол выставляют форму с глиной и плоскую лопатку, приучают детей брать глины столько, сколько необходимо для того, чтобы вылепить предмет или несколько предметов.

2. Дети младшей и средней групп могут лепить на пластиковых досках. В средней группе необходимо использовать поворотные станки, на которых удобно не только обследовать предмет (народную игрушку, скульптуру малой формы), но и лепить его, не нарушая форму, обрабатывать поверхность предмета и т.д.

3. Для лепки глиной необходимо ставить на стол небольшие блюдца с водой или влажную тряпочку, которой дети пользуются при примазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.

4. Пластилин можно использовать во всех возрастных группах.

Для лепки в младшей группе его до занятия слегка разогревают (в сушильной камере, на батарее), старшие дошкольники способны разогреть, размять пластилин руками в момент объяснения задания педагогом.

Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из пластилина труднее. Дети делают это пальцами, иногда применяется влажная тряпочка.

5. После лепки глиной дети могут вытереть стол, дощечку влажной тряпочкой и помыть руки.

После лепки пластилином необходимо вытереть руки сухой тряпочкой или бумажной салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.

6. Во всех возрастных группах дети используют стеки – специальные палочки из пластмассы, деревянные или металлические. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином, а также разнообразить их набор петлей из алюминия или меди, широкой лопаткой из легкого металла или пластика, палочки с заточенным концом, которую можно сделать из сломанной или не пригодной для рисования кисти.

7. Для обработки и украшения поверхности вылепленного предмета используют разнообразные по форме и материалу печатки.

 

 

1. Во второй младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в конверте.

2. В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых изображаются предметы, поэтому получают заготовки на подносе.

3. В старшей группе детям дают заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к школе группе детям предлагают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата.

4. В качестве основы для коллажа используют цветной картон и полукартон.

5. Бумагу-основу можно тонировать в нужный цвет таким образом, чтобы бумага при пользовании клеем не пачкалась.

6. Для приклеивания изображения используют только клейстер, только работа с частями сухих растений, с поролоном и тканью допускает использование синтетического клея, но в этом случае педагог проводит индивидуальную работу и оказывает помощь и контроль.

7. Все материалы для занятия аппликаций: кисти, салфетки, подкладки под бумагу должны быть чистыми.

8. Материалы, в том числе и ножницы, выставляются на отдельный стол и дети самостоятельно готовят столы к занятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора. Розетка для клея и салфетки могут помыть и постирать дежурные.

9. Ножницами дети работают под руководством воспитателя, который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.

10. Обрезки бумаги, которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий.

 

В каждом детском саду создается методический кабинет, где подбирают необходимые материалы для занятий в разных возрастных группах, в частности для занятий по изобразительной деятель­ности.

Все материалы можно примерно распределить по трем разделам:

I. Инструктивно-методический материал, литература.

II. Наглядный материал, пособия.

III. Опыт работы.

 

Содержание раздела I: «Программа воспитания и обучения в дет­ском саду», методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения», специальная литература по методике изобразительной деятельности. Кроме того, книги в помощь самодеятельному худож­нику, содержащие в доступной форме практические советы по рисун­ку, лепке, аппликации; искусствоведческая литература: о пейзаже, натюрморте, натуре и др., литература по декоративно-прикладному искусству, статьи из журналов.

На всю литературу составляется картотека. Каждая карточка указывает фамилию и инициалы автора, название работы, место и год издания, т. е. данные титульного листа. Если это статья из сборника, то записываются название статьи и сборник, если из журнала — указываются год, номер журнала, а также страницы.

Картотека составляется на все материалы, которые имеются в методическом кабинете; в зависимости от содержания материал систематизируют по видам деятельности, по отдельным вопросам, по возрастным группам и т. д. Например, можно выделить разделы по изобразительной деятельности, затем в разделе «Рисование» — рисование предметное, сюжетное, декоративное, ознакомление с произведениями искусства и т. д.

 

Содержание раздела II: наглядные пособия по методике изобра­зительной деятельности.

В каждом детском саду подбирается наглядный материал, который используют на занятиях по изобразительной деятельности или в свободное время для выставок и т. д. Таким образом, создает­ся своеобразный фонд, в который входят репродукции картин худож­ников, скажем, иллюстрации, отражающие времена года (по 3—4), натюрморты, иллюстрации художников-графиков: В. Лебедева, Е. Чарушина, Е. Рачева, Л. Токмакова, В. Сутеева, М. Скобелева, О. Зотова, А. Пахомова, Ю. Васнецова — на темы, которые могут найти отражение в рисунке, лепке, аппликации детей.

Хорошо иметь иллюстрации, рисунки, выполненные в разной манере, чтобы по возможности показать детям выразительные сред­ства, используемые художниками. Подбираются открытки, диапози­тивы и др.

Иллюстративный материал лучше оформлять на паспарту.

В методическом кабинете подбирают также предметы, игрушки, муляжи, скульптуру малых форм, народные игрушки, керамическую посуду. Их используют в качестве натуры в старших группах или рассматривают в начале занятия в младших группах.

Ежегодно все предметы, игрушки пересматривают, заменяют бо­лее выразительными, современными, чтобы успешнее выполнять программу по изобразительной деятельности.

В методическом кабинете хранят и такие материалы, которые требуются нечасто, например несколько комплектов цветных воско­вых мелков, сангина, пастель и пр. Должны быть также и запасные комплекты кистей, красок, карандашей и др.

 

Содержание раздела III: опыт работы по изобразительной дея­тельности детского сада. Это конспекты открытых занятий, к которым приложены детские работы, фотографии, консультации, доклады на педагогических совещаниях, родительских собраниях, проводив­шихся в детском саду в соответствии с задачами годового плана.