Понятие и сущность цены в маркетинге.
Рыночное страхование цены
Классификация и виды цен
В обычном понимании цена – это денежное выражение стоимости товара. Ценообразование является важнейшим элементом маркетинговой деятельности любой фирмы. Ее значение определяется следующими факторами.
1. Цена – это единственный элемент комплекса маркетинга, который способствует накоплению ресурсов компании. Вся другая маркетинговая деятельность является затратной (исследование рынка, стимулирование сбыта, реклама) и осуществляется в надежде на получение прибыли от вложенных средств.
2. Важным является отношение потребителей к цене, так как роль неценовых факторов на принятие решения о покупке зачастую наименее существенна по сравнению с влиянием цены.
Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют динамичную систему, состоящую из ряда взаимозависимых и взаимодействующих блоков:
оптовые цены;
цены на строительную продукцию;
закупочные цены (сельскохозяйственные);
розничные цены;
тарифы транспорта и связи.
Изменение цен в одном из этих основных блоков приводит к изменению цен в других блоках.
Цены классифицируют:
1. В зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер
экономики.
2. В зависимости от территории действия.
3. В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов.
4. По степени свободы от воздействия государства при их определе-
нии.
5. В зависимости от степени новизны товара.
6. По признаку обслуживания внешнеторгового оборота.
7. По признаку использования в учете и статистике.
Обычно товары потребительского назначения проходят три стадии товародвижения:
предприятие – оптовая торговля;
оптовая торговля – розничная торговля;
розничная торговля – потребители.
Соответственно этим стадиям товародвижения выделяют три основные вида цен:
1. Оптовая цена (отпускная цена) предприятия – цена, с которой товар выходит с предприятия. Она складывается из себестоимости продукции и содержит прибыль предприятия.
2. Оптовая цена промышленности (торговли) – это цена, по которой оптовые фирмы продают товары предприятиям мелкооптовой и розничной торговли.
3. Розничная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю.
Оптовая цена – это цена, по которой реализуется и закупается продукция предприятий в порядке оптового товарооборота (рис. 14).
![]() |
Оптовая цена
![]() |
Цена изготовителя Цены, по которым
продукции, по которой предприятия-потребители
она реализуется другим оплачивают продукцию
предприятиям сбытовым (оптовым) предприятиям
Рис. 14. Структура оптовой цены
Оптовая цена предприятия складывается:
|
| ||||
| |||||
|
|
| |||||
| |||||
| |||||
+ + +
![]() |
Розничная цена – это цена, по которой товар реализуется в розничной торговой сети. Она складывается:
![]() | |||||||
| |||||||
|
| ||||||
+ + +
![]() |