Понятие и сущность цены в маркетинге.

Рыночное страхование цены

Классификация и виды цен

В обычном понимании цена – это денежное выражение стоимости товара. Ценообразование является важнейшим элементом маркетинговой деятельности любой фирмы. Ее значение определяется следующими факторами.

1. Цена – это единственный элемент комплекса маркетинга, который способствует накоплению ресурсов компании. Вся другая маркетинговая деятельность является затратной (исследование рынка, стимулирование сбыта, реклама) и осуществляется в надежде на получение прибыли от вложенных средств.

2. Важным является отношение потребителей к цене, так как роль неценовых факторов на принятие решения о покупке зачастую наименее существенна по сравнению с влиянием цены.

Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют динамичную систему, состоящую из ряда взаимозависимых и взаимодействующих блоков:

оптовые цены;

цены на строительную продукцию;

закупочные цены (сельскохозяйственные);

розничные цены;

тарифы транспорта и связи.

Изменение цен в одном из этих основных блоков приводит к изменению цен в других блоках.

Цены классифицируют:

1. В зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер

экономики.

2. В зависимости от территории действия.

3. В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов.

4. По степени свободы от воздействия государства при их определе-

нии.

5. В зависимости от степени новизны товара.

6. По признаку обслуживания внешнеторгового оборота.

7. По признаку использования в учете и статистике.

Обычно товары потребительского назначения проходят три стадии товародвижения:

предприятие – оптовая торговля;

оптовая торговля – розничная торговля;

розничная торговля – потребители.

Соответственно этим стадиям товародвижения выделяют три основные вида цен:

1. Оптовая цена (отпускная цена) предприятия – цена, с которой товар выходит с предприятия. Она складывается из себестоимости продукции и содержит прибыль предприятия.

2. Оптовая цена промышленности (торговли) – это цена, по которой оптовые фирмы продают товары предприятиям мелкооптовой и розничной торговли.

3. Розничная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю.

Оптовая цена – это цена, по которой реализуется и закупается продукция предприятий в порядке оптового товарооборота (рис. 14).

 
 


Оптовая цена

 
 


 

 

Цена изготовителя Цены, по которым

продукции, по которой предприятия-потребители

она реализуется другим оплачивают продукцию

предприятиям сбытовым (оптовым) предприятиям

Рис. 14. Структура оптовой цены

Оптовая цена предприятия складывается:

           
 
Цена продукта (себестоимость)
 
Различные надбавки (скидки) к цене
     
НДС
 


Прибыль
+ + +

 

Издержки снабжен- Прибыль снабжен- ческо-сбытовых или ческо-сбытового оптовых предприятий предприятия Оптово-сбытовая скидка (наценка)
Состав оптовой цены промышленности:

           
 
Оптовая цена предприятия
   
Акциз
     
НДС
 
 


+ + +

 
 


Розничная цена – это цена, по которой товар реализуется в розничной торговой сети. Она складывается:

 

               
   
 
Оптовая (отпускная) цена промышленности
     
Акциз
 
НДС
 
 


+ + +