Тема 6. ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ.
Основные понятия:
-Брак
- Семья
- Генеративная функция семьи
- Функция первичной социализации детей
" Экономическая и хозяйственно-бытовая функция
- Гедонистическая функция
- Рекреационная и психотерапевтическая функция
- Нуклеарная и расширенная семья
- Наличие и количество детей в семье
- Малодетная семья
- Многодетная семья
- Типы многодетных семей
- Полные и неполные семьи
- Причины появления неполных семей
- Овдовение
- Внебрачная рождаемость
- Дети несовершеннолетних матерей
- Разводы
- Молодая семья
- Пожилая семья
- Межэтнический брак
- Фактический брак
- Нуждаемость в помощи
- Объективный социальный риск
- Маргинальная семья
- Проблемная семья
- Жизненный цикл семьи
- Малообеспеченностъ
- Насилие в семье
- Широкое и узкое понимание задач социального работника
- Специфика социальной работы с семьей
- Технологии социальной работы с семьей
СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ:
ОБЩИЕ ДАННЫЕ:
По данным переписи 1989 года, в России 40 246 тыс. семей. Доля сельских семей устойчиво сокращалась на протяжении XX века и составляет сейчас приблизительно 26 - 27% от всего их числа. Городские семьи составляют три четверти от всех.
Средняя величина российской семьи - 3,23 человека, причем эта цифра является стабилизировавшимся результатом долговременной тенденции ее сокращения. Преобладает в общем количестве семья из двух человек -34,2%. Важны также данные о типе и структуре семьи, которые специально учитываются в статистике.
НУКЛЕАРНАЯ И РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ Так, супружеские пары с детьми и без детей составляли абсолютное большинство всех российских семей -66,9%. Такой тип носит название "простая нуклеарная семья" (от латинского слова nucleus, что означает ядро), то есть состоит из начального ядра, простейшего элемента семейной структуры - супружеской пары.
Расширенная семья включает в себя, помимо супружеской пары с ее потомством, наличие еще каких-либо родственников - родителей или прародителей одного из супругов, братьев или сестер, других лиц. В настоящее время стремление к отдельному проживанию и самостоятельному ведению хозяйства вновь образовавшейся молодой семьи является преобладающим и общепризнанным, ограничиваясь по преимуществу только внешними факторами:
возможностью найти новое жилье, доступностью цен.
НАЛИЧИЕ И КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Насыщен важной информацией анализ имеющихся семей по наличию в них детей. 58,4% от всего количества семей имеют детей до 18 лет. Среднее число детей в семье, имеющей их - 1,63, а по отношению ко всему их количеству - в среднем 1.1 ребенка на каждую российскую семью. В общем массиве преобладают однодетные и двухдетные семьи, что даст основание ученым утверждать, что в России совершился или, по крайней мере, совершается демографический переход к малодстной семье.
Многодетные семьи встречаются нечасто - по переписи 1989 г. их было всего 2311 тыс., или 5.7% от всего числа или 9.8% от числа семей с детьми. 1994 г даст их сокращение до 9.4 % от числа семей с детьми. Нужно помнить также, что критерием многодетности считается сейчас наличие 3-х и более детей, и именно трехдетные семьи составляют большинство. Часть трехдетных семей относится к случайной многодетности:
из-за рождения двойни вместо желаемого второго ребенка, из-за каких-то ошибок в контрацепции, нежелании или невозможности сделать аборт.
Значительная часть многодетных семей стала такими из-за осознанного выбора родителей - то ли потому, что семьи их родителей были многодетными, то ли потому, что так предписывает им культура или религия, то ли потому, что они просто любят детей и именно так представляют себе, что такое семья.
Дети из многодетной семьи испытывают сложности в обучении, в коммуникациях со сверстниками, у них низкая самооценка. Среди детей высокого номера рождения статистически достоверно увеличивается количество инвалидов.
Выделяются также многодетные семьи с детьми от разных браков, чаще всего, одной матери и разных отцов. Среднее количество детей в них выше, чем в семьях одного брака, жилищные, материальные условия как правило хуже. В определенных ситуациях семья ведет себя как неполная. Просматривается также иногда снижение социальной ответственности мужчин за семью в целом.
Наконец, известная категория многодетных семей является результатом антисоциальной жизни родителей, прежде всего, матери. Алкоголизм, беспорядочные половые связи, нежелание или неумение предохраняться - все это приводит к появлению на свет детей, достаточно безразличных для родителей, которые оставляют их без присмотра и ухода, иногда с опасными или роковыми результатами. Иногда бывает, что психическая патология или интеллектуальная сниженность не позволяют их носителям адекватно оценить условия и последствия своего поведения, психически больные люди нередко становятся жертвой сексуальной эксплуатации или насилия.
ПОЛНЫЕ ИЛИ НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ Большинство семей с детьми являются полными, то есть в них имеются
оба родителя, но около 13% семей - неполные, то есть детей воспитывает либо мать, либо отец, иногда с помощью какого-либо родственника, чаще в одиночку. Конечно, неполная семья - это прежде всего материнская семья:
примерно на каждые 14 неполных семей, где детей воспитывает женщина, приходится одна неполная отцовская семья. Кроме того, слабо учитывается в официальной статистике, но все чаще встречается в жизни такое явление, как неполная расширенная семья, когда детей воспитывает поколение прародителей - бабушки и дедушки (или только бабушки), а родители отсутствуют.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ различны. Она образуется в результате распада полной, после чего дети чаще всего остаются с матерью. ОВДОВЕНИЕ
Неполные семьи появляются также в результате овдовения. В связи с тем, что смертность мужчин выше, а продолжительность жизни меньше, чем у женщин, число вдов гораздо выше, чем число вдовцов (18,2% против 2,5%), особенно в старших возрастах. Особенностью настоящего времени является также беспрецедентный рост смертности от так называемых неестественных причин, что вызвано резким снижением уровня и качества охраны труда, ростом травматизма на производстве и на транспорте, увеличением потерь от стихийных бедствий,
Неполная семья образуется также в случае рождения ребенка у не состоящей в браке матери.
Внебрачная рождаемость растет, составляя около 20% от общего числа новорожденных в 1994г. Особенно велик рост внебрачной рождаемости у несовершеннолетних матерей. В упомянутом году родили младенцев матери 15 лет и моложе - 3,3 тыс., в возрасте 16 лет - 14,5 тыс., и около 40 тыс. - в возрасте 17 лет. Существуют медико-биологические противопоказаниях столь раннему материнству, к которому не вполне готов организм женщины-подростка. В социальном плане несовершеннолетние матери представляют собой весьма сложный феномен. У них отсутствует стаж работы, вообще профессия, которая могла бы стать источником средств к существованию для себя и ребенка. Завершить образование, без которого немыслимо рассчитывать на достойный социальный статус, несовершеннолетней матери удастся далеко не всегда.
РАЗВОД Количество разводов возрастает, и тенденции изменения подобной
направленности брачно-семейных отношений пока не видно. В результате распада 680 тыс. брачных пар в 1994г. остались без одного из родителей 613 тыс. детей в возрасте до 18 лет.
Причины разводов изучаются обычно по заявлениям в органы ЗАГС или суды, причем там фигурируют такие, как несходство характеров, пьянство одного из супругов, измена. Другие причины занимают гораздо меньше места. Очевидно, что это не покрывает всего разнообразия причин развода. Для стабилизации семей важно изучать подлинные основания, которые разрушают семью. Социально-экономический и морально-психологический кризис, переживаемый страной, привел к [свертыванию) семьи, ее уменьшению (за счет отказ а от детей, что привело к сокращению рождаемости) или временному отказу от нее - что дало снижение брачности и рост разводов.
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ Важный клиент социальной работы - молодая семья, по-разному выделяемая исследователями. Иногда речь идет о первых пяти (вариант - трех) годах брака, иногда семья от первого брака, в которой супругам не исполнилось еще 30 лет, и т.д. В любом случае, такому типу семей присущи общие черты, из которых вытекают их общие проблемы.
Во-первых, в нашей стране средний возраст вступления в брак достаточно низок, молодая семья, как правило, достаточно сильно зависит от старших - от их экономической поддержки в первую очередь. Во-вторых, молодая семья создается чаще всего на жилплощади родителей либо арендует жилье.
В-третьих, это рожающая семья. Одного ребенка производит на свет почти каждая семья, где родители по состоянию здоровья к этому способны. И чаще всего ребенок появляется на свет в первые годы брака, хотя в последние годы намечается тенденция применения мер планирования семьи еще до рождения первенца. В случае же, если у них есть установка на семью с более чем одним ребенком, и если с первым малышом все прошло благополучно, в первые же пять лет на свет появляется второй ребенок, хотя только у половины семей.
В-четвертых, у молодой семьи финансово-экономические трудности, связанные с необходимостью обзаводиться хозяйством, рождением ребенка, отсутствием заработка матери, нестабильностью и ограниченностью заработка отца. В современных условиях на ухудшение социально-экономической ситуации молодой семьи влияет растущая безработица.
В-пятых, для молодой семьи характерны нестабильность, сложности адаптации, сбои в регулировке внутрисемейных отношений, что ведет к распаду трети всех семей в первые 5 лет их существования.
ПОЖИЛАЯ СЕМЬЯ Есть свои особенности и у пожилой семьи. В условиях нашей страны,
когда средняя продолжительность жизни женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья чаще всего заканчивается женским одиночеством. Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Пенсионный статус предопределяет малообеспеченность.
Могут возникать сложности в отношениях с окружающими, в том числе неблизкими, даже детьми и внуками - психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийствам, уходу из дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - в числе главных клиентов системы социального обслуживания, однако следует помнить, что помощи требует не только пожилой человек как таковой, но и семья пожилого В ситуации межэтнического брака представляет достаточную сложность определение национально-культурного типа жизнедеятельности семьи, следование традициям материнского или отцовского этноса. Есть сложности в национальной идентификации детей из смешанных семей. Помощь в осуществлении национального саморазвития обоим супругам, предоставление возможности детям следовать осознанно и на основе равных возможностей своему представлению о национальной самоидентификации будет способствовать устранению напряженности в межэтнических браках. ' Фактический брак - это такой тип союза, в котором есть и интимные отношения, и совместное проживание с ведением общего хозяйства, нередко совместные дети, нет только официальной регистрации брака. Представить себе масштабы такой фактической брачности можно только оценочно - некоторые специалисты определяют их количество в 2 миллиона или в число примерно такого порядка.
Причиной нерегистрации устойчивых брачных отношений чаще всего признается желание воспользоваться льготами, предназначенными матери одиночке. Однако в наших современных условиях, когда льготы одинокой матери постепенно теряют свое значение, распространение незарегистрированных браков может считаться индикатором ослабления прочности брачных установок. Средний срок жизни такого фактического брака весьма невелик.
СЕМЬИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА Содействие социальных работников необходимо семье в условиях
объективного социального риска - например, в связи с массовой безработицей, наличием в семье инвалидов, престарелых, многодетностью, вообще избыточной иждивенческой нагрузкой, что затрудняет самостоятельное функционирование.
МАРГИНАЛЬНЫЕ СЕМЬИ Наличие маргинальных (от лат. marginalia - находящийся на обочине)
семей, неспособных самостоятельно решить свои проблемы, постоянно нуждающихся в помощи социального работника, в настоящий момент, при теперешнем состоянии наших медицинских и психологических знаний, кажется неустранимым.
Кроме того, могут нуждаться в помощи социального работника все семьи в определенный кризисный, переломный момент своего жизненного цикла, связанный с перестройкой структурно-функциональных связей или с личностными конфликтами.
ПРОБЛЕМНЫЕ СЕМЬИ Существуют проблемные семьи, которые нуждаются в помощи в силу болезни или отсутствия кого-либо из своих членов. Можно предположить также, что определенные личностные свойства супругов, как, например, истеричность, эксплозивность и некоторые другие, порождают проблемность в данной семье независимо от наличия или отсутствия каких-либо внешних дефектов или недостатков.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ Каждая семья проходит через закономерно сменяющуюся цепь этапов и событий в своей жизни, обусловленных ее (семьи) возрастом и особенностями функционирования. Начинаясь с заключения брака с его периодом взаимной адаптации, такой жизненный цикл включает в себя рождение ребенка (детей), их взросление, их "вылет из гнезда", связанный с отъездом на учебу, на работу, в армию, заключением брака и т.п., старение и смерть одного или обоих супругов. В этом цикле имеются критические моменты, когда семья особенно нуждается в помощи: например, в период рождения детей, особенно первенца, в период "пубертатного криза" подростков, после взросления детей, и т.д. Перестройка структурных связей и отношений в семье вызывает ее временное ослабление. Возможно, поэтому разводимость в "критические периоды" значительно повышается.
МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТЬ В настоящее время серьезно влияет на стабильность и перспективы
каждой семьи мало обеспеченность, отсутствие уверенности в устойчивости материального положения, в дальнейшей способности осуществлять семейные функции, обеспечивать содержание и воспитание детям.
Это теснейшим образом связано с общим кризисом в стране, а морально-психологический кризис разрушает ценностную систему людей, в которой семья и дети традиционно стоят очень высоко. Отсутствие возможности обеспечивать своих детей депривирующе воздействует на взрослых членов семьи, вызывает депрессии, усиливает склонность к алкоголизму и суицидам.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ Одной из важнейших и сложнейших проблем является насилие в семье.
жестокое обращение членов семьи по отношению друг к Другу или к какому-то одному члену.
Можно разделять эти понятия, ибо насилие может выражаться не только в брутальных действиях. Так, эмоциональное и моральное насилие заключается в насмешках, неоправданной критике, оскорблениях в адрес подвергаемого насилию домочадца. Социальное насилие заключается в воспрепятствовании получению образования или квалификации, запрете работать, противодействии дружбе или общению с конкретными приятелями или вообще.
Насилие может быть выражением борьбы за доминирование или формой демонстрации доминирующего положения. Кроме того, насилие может быть структурным элементом семейных взаимоотношений, в случае, если опыт родительской семьи супругов (или одного из них) основан на жестоком обращении.
Кроме того, насилие может быть формой отреагирования отрицательных эмоций, принесенных в дом членами семьи, или даже формой компенсации давних, детских обид кого-то из взрослых. Чем тяжелее становится социально-экономическая и морально-психологическая обстановка в обществе, тем больше вероятность выплескивания агрессии, накопившейся в людях, на слабых, беззащитных, прежде всего, женщин и детей.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
ШИРОКОЕ И УЗКОЕ ПОНИМАНИЕ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Кардинальной проблемой является вообще судьба семейной жизни, ибо потребность в ней в среде атомизирующихся индивидов сокращается. "Общество услуг" предоставляет возможность удовлетворить многие потребности, прежде насыщаемые только в семье, вне ее. Потребность в детях падает. Исследования показывают, что до половины старшеклассников мальчиков не считают семью обязательной для жизненного пути человека, а среди девочек число таких доходит до четверти.
Учитывая необратимость социальной эволюции, трудно ожидать восстановления всеобщего идеала и установки на крепкую, многодетную семью в обществе, где права личности провозглашены и закреплены в Основном Законе как приоритетные. Среди них - право на выбор жизненного предназначения как для мужчин, так и для женщин, право на личное счастье, на поиск личного успеха, чему, без сомнения, семейные обязанности могут противоречить.
Поэтому сегодня нет никаких реальных технологий укрепления семейных установок. Общество и государство могут только прилагать усилия для помощи тем семьям, которые существуют, для содействия тем людям, которые все-таки решили создать семью, для профилактики разрушения уже имеющихся брачных союзов. В этом - основное предназначение семейных социальных работников.
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
1. Специфика социальной работы с семьей заключается в том, что, во-первых, практически все современные социальные и индивидуальные проблемы представлены в семье, поэтому разрешение вопросов малообеспеченное™, беженцев, безработных, конфликтов между поколениями, одиночества и т.д. всегда затрагивает семью.
2. Во-вторых, проблемы отдельных членов семьи - это всегда проблемы семьи в целом, и наоборот. Например, проблема плохо успевающего и конфликтного в школе ученика может быть связана с невротичностью родителей, или их слабым попечением о ребенке в силу малограмотности, антисоциального образа жизни, определенных ситуативных трудностей, и т.д. Или, скажем, утрата работы самым прямым образом сказывается не только на материальном статусе семьи безработного, но и на психологическом климате в ней, отношениях между родителями и детьми, психическом здоровье всех членов.
3. Поэтому, в-третьих, работа с нуждающимся в помощи членом семьи как правило предопределяет работу с другими членами данной семьи, блокирование тех сторон их отношений, которые отягощают ситуацию клиента, укрепление и поддержку тех факторов, которые воздействуют фасилитирующим образом.
Это особенно значимо в оказании социальной помощи детям:
реабилитация детей и подростков с ослабленными семейными связями должна сопровождаться реабилитацией их семей, восстановлением их способности быть естественной средой жизнеобитания ребенка. Реабилитация детей инвалидов теснейшим образом связана с адаптацией семьи ребенка-инвалида к существованию вместе с ребенком с ограниченными возможностями, к обеспечению ему возможностей для социального функционирования.
4. Семья - система гомеостатическая, то есть сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-то нарушений, вызванных изменениями структуры семьи (Рождением ребенка или, наоборот, смертью одного из членов, и т.д.), болезнью, внешними причинами. Это предопределяет, с одной стороны, редкостную устойчивость семьи, ее способность залечивать раны, нанесенные жизнью. С другой стороны, это обусловливает трудности воздействия на семью:
например, излечившиеся алкоголики нередко побуждаются к рецидиву именно семейным окружением, которое привыкло существовать в условиях перманентного алкогольного кризиса и по другому существовать не умеет. Нередко семьи детей-инвалидов неосознанно препятствуют их адаптации к социальному функционированию, так как нормализация жизни ребенка лишает их семьи мученического ореола, и т.д.
5. Семья - система закрытая. Ее жизнь протекает вне наших глаз, многие ее стороны скрыты от наблюдения, о многом мы можем судить только по косвенным признакам. Поэтому истинная причина семейной дисгармонии и
осознание ее членами семьи могут не совпадать. Или, иначе, первичная проблема, которую они осознают как тревожащую и по поводу которой обращаются за помощью, может быть только производной от истинной причины.
Поэтому работа с семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование, наблюдение.
6. Специалист по социальной работе не может разрешить проблему: он может помочь клиентам в разрешении их проблем. Если говорить подробнее, то помощь семейного социального работника заключается в том, чтобы содействовать клиентам в понимании истинной природы их проблемы, рассмотрении различных сценариев ее разрешения и осознании той цены, которую придется заплатить в случае действия по каждому из сценариев или бездействия, и тех результатов, которые могут быть достигнуты. Ни в коем случае нельзя подменять свободных суверенных индивидов в разрешении ими их собственных трудностей, нельзя снимать с них и возлагать на себя ответственность за последствия их поведения, за результат их жизнедеятельности.
7. Нельзя также навязывать людям свое представление о счастье и человеческом предназначении. Система ценностей и представлений специалиста может разительно не совпадать с системой ценностей и представлений клиента.
8. Семья автономна в своей жизнедеятельности, она имеет право выбирать способы взаимоотношений, методы воспитания детей и т.д. Вмешательство в семейные взаимоотношения желательно только по просьбе клиентов, по их обращению. Исключением может считаться ситуация, когда существует прямая и недвусмысленная угроза физическому и психическому здоровью и жизни кого-то из ее членов.
9. При оказании помощи семье, при той или иной интервенции во взаимоотношения ее членов целью должны быть благо и интересы самой семьи, ее членов, а не абстрактно понимаемые интересы общества или государства. Помощь семье оказывается не для того, чтобы повысить рождаемость, обеспечить рабочую силу будущего или ликвидировать дефицит призывного контингента для Вооружённых Сил, а для того, чтобы помочь существованию реальных семей и обеспечению выживания и развития реальных детей.
10. Наконец, работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе се затрагиваются сведения и моменты, разглашение которых может нанести серьезный ущерб индивидам, а неловкое обращение с ними специалиста непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с клиентом.
НЕКОТОРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ социальной работы с семьей:
- Групповая беседа и групповая терапия, частью которой беседа может являться. Заключается в ведении направляемой специалистом беседы среди членов семьи или нескольких семей со сходными трудностями. Даст возможность "проговорить" проблему, осознать се для себя, сравнить свое восприятие ее с восприятием близкого человека и других людей, находящихся в аналогичной ситуации. Помогает преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы, создаст цивилизованное технологическое отношение к семейной терапии.
- Генограмма: удобный способ для начального этапа индивидуальной работы с конфликтной семьей, который даст возможность вовлечь во взаимодействие даже тех членов семьи, которые уже давно не разговаривают друг с другом. Графическое изображение семейной истории с учетом восходящих и нисходящих се звеньев даст возможность также определить для специалиста наличие неполных семей у родственников (братьев, сестер, родителей) конфликтующей пары, раннее овдовение. алкоголизм и т.д., что служит важным диагностическим инструментом.
- Семейный договор (в отличие от контракта) заключается в произвольной форме и не подлежит официальной регистрации. При выявлении обоюдного желания нормализовать семейные взаимоотношения супруги определяют поля взаимных противоречий и договариваются о том, насколько и в какой форме они готовы отказаться от своих вызывающих осуждение привычек и занятий, пойти навстречу друг Другу, чтобы ликвидировать конфликт в семье. Заключается в письменной форме и выполнение проверяется еженедельно.
- Семейная психопрофилактика: разработка и регулярное использование заместительных средств отреагирования отрицательных эмоций и разрядки психических напряжений. Например, французские специалисты рекомендуют супругам время от времени бить друг друга поролоновыми палками. Правда, воспитывать привычку к насилию нежелательно, поэтому лучше вместе "разряжать" свою агрессивность на нейтральных предметах (занятие спортом даст такую возможность).
- Основная нагрузка при коррекции отрицательных проявлений ложится на саму семью, однако ей необходима помощь семейного социального работника. Мер поведенческого плана может оказаться недостаточно, необходимо будет вмешательств о нарколога, сексолога или иных узких специалистов. Поэтому диагностика проблем семьи важна на каждом этапе работы с ней.
НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, зашиты и развития детей;
- Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации
- Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года (проект);
- Семейный кодекс Российской Федерации (1996);
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
- Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (1990)
- Закон РСФСР "О занятости населения в РСФСР" (1990)
- Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ" (1990)
- Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (1991)
- Закон РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" (1991)
- Закон РФ "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (1992)
- Закон РФ "Об образовании" (1992) с изменениями 1996 г.
Указы Президента Российской Федерации
- "О первоочередных мерах по развитию образования в РФ" от 11 июля 1991 г. N 1
- "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году" от 26 декабря 1991 г. N 328
- "О мерах по социальной защите военнослужащих, бывших военнослужащих и членов их семей" от 28 декабря 1992 г. N 1659
- "О единовременных выплатах за апрель и социальной защите отдельных слоев населения в 1992 году" от 21 марта 1992 г. N 321
- "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 5 мая 1992 г. N431
- "О повышении социальных пособий и компенсационных выплата 1992 году" от 21 мая 1992 г. N 515
- "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-с годы" от 1 июня 1992 г. N543
- "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" от 2 июля 1992 г. N723
- "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" от 2 октября 1992г^ 1157
- "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" от 15 октября 1992г. N 1235
- "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций" от 5 ноября 1992 г. N 1335
- "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 4 ноября 1992 г. N 1365
- "О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 5 февраля 1993 г. N 189
- "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" от 4 марта 1993 г. N 337
- "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования" от 12 апреля 1993 г. N 304
- "О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 20 апреля 1993 г. N 466
- "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" от 6 сентября 1993 г. N 1338
- "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан" от 30 сентября 1993 г. N 1511
- "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества" от 2 ноября 1993 г. N 1815
- "О комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ" от 15 ноября 1993 г. N 1908
- "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров" от 10 декабря 1993 г. N 2122
- "О Президентской программе "Дети России" от 18 августа 1994 г. N 1696
- "О порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 2983-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе'* от 25 января 1991 г. N522-1
- "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" от 6 марта 1992 г. N2461-1
- "О социальной защите населения в условиях перехода к рыночным отношениям" от 20 марта 1992 г. N 2548-1
- "О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами РФ, гражданами других государств" от 18 декабря 1992 г. N 4132-1
Литература для углубленного изучения темы
1. Антонов А.И. Социология рождаемости. - М., 1988
2. Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок. - М., 1987.
3. Бойко В.В. Малодетная семья (социально-психологический анализ). - М.. 1988.
4. Борзикова Л.В. Ценности семьи в структуре жизненных ориентации //Демографическая политика в региональном разрезе. - М., 1988.
5. Голод С.И. Стабильность семьи. - М., 1984.
6. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. - М., 1989
7. Население России: Ежегодный демографический доклад. - М.. 1994
8. Социальная работа с семьей. - М., 1994