Национально-регионального (вузовского) компонента

ЛЕКЦИЯ

КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

СГСЭУ

Реформа Сервия Туллия

Царь Сервий Туллий провел следующие реформы:

1. Организовал новые территориальные трибы – 4 городских и от 16 до 26 сельских;

2. Разделил население на 5 классов по уровню дохода:

1. I – 100 тыс. ассов и выше;

2. II – 75-100 тыс. ассов;

3. III – 50-75 тыс. ассов;

4. IV – 25-50 тыс. ассов;

5. V – 11 – 25 тыс. ассов;

Ниже 5 классов стояли «proletarii» (от proles – потомство), т.е. люди, имевшие только детей. Другое их название - capite censi – «ценные» (или оцененные) головой». Граждане I-го класса служили в коннице, другие в пешем строю, причем более богатые впереди, т.к. они были лучше вооружены – вооружение приобреталось за свой счет. Пролетарии и рабы в армии вообще не служили – у них не было денег на оружие.

3. Введение центуриатных собраний.

I класс – 98 центурий, II – IV класс – 20 центурий каждый, V класс – 30 центурий, proletarii – 1 центурия. Граждане теперь голосовали по центуриям, а каждая центурия имела один голос. Видимо, причина такого распределения кроется в том, что высших классах людей меньше, чем в низших. Т.о. состоятельные граждане получали абсолютное большинство. К центуриатному собранию перешли важнейшие вопросы – объявление войны, заключение мира и пр. Итогом стало резкое падение влияния куриатных собраний.

Насколько реформа Сервия Туллия соответствует действительности? Асс, как денежная единица, появился только в IV в. до н.э. Большинство ученых предполагают, что денежный ценз был введен только в 312 г. до н.э. Аппием Клавдием. Поразительно и сходство с реформами Клисфена.

Однако, видимо, именно Сервий Туллий допустил плебеев в легионы, потому и потребовался ценз и новые трибы. Поэтому мы не можем отрицать реальную основу в известиях о реформе Туллия. Еще одним доказательством этому служит тот факт, что память Сервия Туллия впоследствии благоговейно чтилась плебеями.

На тему 1:«ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

по курсу:

«Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности»