С 80-х гг. Начало создания мировых информационных ресурсов.

Дальнейший прогресс в сфере информационных технологий, а именно: во-первых, создание Глобальной компьютерной сети Интернет (1983), объединившей компьютеры, находящиеся в различных точках мира, в единую Сеть, а во-вторых, появление WWW (Всемирной паутины, 1990), объединившей ресурсы сети в единый всемирный гипертекст, позволил приступить к созданию единого мирового информационного пространства[6], или мировых информационных ресурсов.

Мировые информационные ресурсы подразделяются на 3 группы:

1. Деловая информация (биржевая и финансовая информация (данные о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемые биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерским компаниями, банками); статистическая информация (числовая экономическая, демографическая, социальная в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом); коммерческая информация (информация по компаниям, фирмам, корпорациям, ценам, о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, о направлениях работы и продукции и т. п.); деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными службами.

2. Научно-техническая и специальная информациявключает документальную, библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т.д.

3. Массовая потребительская информация

• новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

• потребительская информация — расписания транспорта, цены на товары и услуги и т.д.

• развлекательная информация — игры, видео, музыка.

Важнейшими элементами электронной части современного мирового информационного пространства являются профессиональные базы данных, деловые ресурсы Интернет, электронные библиотеки, электронные издания иWeb-сайты государственных и межправительственных организаций (см. рис 2).

Рис. 2. Структура электронных мировых ресурсов

Становление мирового рынка электронной информации сопровождалось специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:

· Центры – генераторы (производители информации) – специализирующиеся на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;

· Центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, предоставленных центрами-генераторами на коммерческой основе;

· Информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функций обслуживания пользователей (см. рис.3.)

 
 

 


Рис.3. Структура мирового рынка электронной информации