Тема 35. Государственное управление в сфере экологии

 

Под «благоприятной» окружающей средой в ст. 42 Конституции Российской Федерации следует понимать такую среду, параметры которой соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда. Благоприятная окружающая среда характеризуется также способностью удовлетворять эстетические потребности человека в сохранении видового разнообразия.

Итак, окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Экологопользование отличается от природопользования, прежде всего, тем, что если в природопользовании господствует преимущественно экономический, хозяйственный интерес, то в экологопользовании – преимущественно интерес максимальной сохранности окружающей среды, сохранения экологических связей в экосистеме и обеспечения ее целостности.

Если право природопользования определено как установленный законом порядок использования природных ресурсов для удовлетворения экономических потребностей народного хозяйства и граждан, то право экологопользования следует определить как институт экологического права, регулирующий правомочия экологопользователей через правоотношения собственности в зависимости от видов и состояния природных объектов с учетом их экологических взаимосвязей с экологической системой РФ, планетарной экологической системой и взаимодействия субъектов экологических правоотношений.

Государственное регулирование охраны окружающей среды – это определенная нормативно-правовыми актами деятельность компетентных органов, направленная на сохранение естественных экологических систем и рациональное использование природных ресурсов с целью обеспечения благоприятных условий жизни человека.

За последние годы содержание деятельности органов управление в сфере экологии значительно расширилось и стало частью не только хозяйственной сферы, но и социально-культурной (здравоохранение, наука) и административно-политической (юстиция, оборона). Эта область управления превратилась в межотраслевую. Она прямо или косвенно затрагивает интересы каждого человека.

Система экологического законодательства РФ состоит из двух подсистем – природоресурсовой и природоохранительной. Природоресурсовая посвящена рациональному использованию природных ресурсов (ФЗ «О недрах», «Лесной кодекс», «Земельный кодекс», «Водный кодекс» и др.).

Природоохранительные нормативные акты регулируют отношения в сфере взаимодействия общества и природы ради сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений (законы: «Об охране окружающей природной среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе» и др.).

В реализации действующего законодательства главная роль принадлежит государственным органам.

Правительство Российской Федерации координирует работу органов государственного управления по совместному проведению природоохранных мероприятий и различных крупных экологических программ федерального и международного значения.

Центральное место в управленческой деятельности в сфере экологии принадлежит Министерству природных ресурсов Российской Федерации и его территориальным (региональным) органам. Рассмотрите полномочия и деятельность названного министерства.

Важная роль в управлении в сфере экологии отводится Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральному агентству водных ресурсов, Федеральному агентству лесного хозяйства, Федеральному агентству по недропользованию и др.

В охране окружающей среды значительная роль принадлежит органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, общественным объединениям, гражданам.

Все органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов осуществляют в сферах своей деятельности определенные контрольные (надзорные) функции и полномочия. Они разнообразны и реализуются в различных вариантах: запрещение определенных действий; квотирование; лицензирование; дача обязательных предписаний об устранении нарушений природоохранного законодательства; составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области использования и охраны природных ресурсов; объявление зон чрезвычайной экологической безопасности или зон экологического бедствия; приостановление или прекращение деятельности объектов и т.п. Проанализируйте деятельность соответствующих органов по контролю (надзору) в области природопользования и охраны природных ресурсов. Покажите, какова роль местного самоуправления в охране природных ресурсов.