Тема 31. Государственное управление строительно-жилищным комплексом

 

Государственное управление строительным комплексом и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется на федеральном уровне в рамках единой отраслевой системы с преобладанием в ее организационно-правовом статусе координационных, разрешительных и контрольных (надзорных) функций и полномочий. Необходимо отметить, что строительство в управленческом смысле не сосредоточено в руках единого субъекта исполнительной власти, так как все органы государственного управления отраслевой и межотраслевой компетенции ведут также значительный объем строительных работ.

Жилищно-коммунальное хозяйство в основном находится в руках местных звеньев исполнительной власти.

Наша страна много лет идет по пути реформ. Не обошла стороной реформа и такую, казалось бы, безнадежно убыточную отрасль, как Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).

Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства РФ имеют исключительное значение для осуществления приоритетного национального проекта по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем.

Целью реформирования и модернизации ЖКХ должно быть повышение качества жилищно-коммунальных услуг, обеспечение социальных гарантий малообеспеченным гражданам, увеличение объемов жилищного строительства.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство страны продолжает находиться в кризисном состоянии, его работа неэффективна.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства находятся в центре внимания государственных органов власти Российской Федерации, проводятся многочисленные мероприятия по обсуждению проблем ЖКХ и вариантов их решения. Так, Министерство регионального развития Российской Федерации подготовило комплекс мероприятий по реформированию ЖКХ на ближайшие годы. Он в конечном итоге должен обеспечивать высокое качество содержания жилищного фонда и предоставление доступных коммунальных услуг.

В стране происходит реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы. Приняты соответствующие программы и документы в регионах, содержащие положения по реформированию жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. В постсоветский период было принято значительное число законодательных и нормативных документов, в которых разработаны концептуальные основания проведения жилищной реформы, ее целевые установки. Рассмотрите некоторые из них.

В Российской Федерации развитие жилищно-коммунального хозяйства должно идти за счет государственного инвестирования и за счет перехода к экономически обоснованным и справедливым ценам и стопроцентной оплаты услуг ЖКХ при субсидировании малоимущих, а также внедрения приборов учета. Необходимо переводить жилищно-коммунальное хозяйство на рыночные отношения, активнее привлекать малый бизнес в данную сферу, принять ряд федеральных и региональных законов.

«Основные параметры национального проекта удалось выполнить, но от этого жилье доступнее не стало. Это происходит потому, что проект – это комплекс мер, и если не реализуется одна из них, снижается эффективность программы в целом.

Во многих регионах набранные темпы строительства не отвечают растущему спросу, следовательно, необходимо дальнейшее увеличение объемов строительства. Для этого предстоит решить следующие задачи:

1. Масштабное внедрение инновационных технологий в сфере строительства и ЖКХ.

2. Инженерная подготовка территорий.

3. Введение ряда специальных мер, например, снижение или отмена ставки таможенных пошлин на технологическое оборудование для стройиндустрии, не производимое в России.

4. Расширение применения лизинговых схем обеспечения высокотехнологичным оборудованием коммунального хозяйства.

5. Развитие местной базы строительных материалов, за которое должны отвечать субъекты Федерации (например, глины есть почти во всех территориях, что позволяет наладить на месте производство кирпича, а не ввозить его из других районов).

6. Использование разных вариантов повышения динамики строительства, например, малоэтажное домостроение и др.

Помимо этого необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в жилищной сфере, например, в части регулирования малоэтажного строительства, упрощение процедуры регистрации прав на земельные участки и т.д.»[50].

Расскажите о функциях, компетенции и деятельности органов государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, в том числе Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Государственная жилищная инспекция Российской Федерации осуществляет контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Подробнее расскажите о правах и обязанностях государственной жилищной инспекции, а также о полномочиях и деятельности органов местного самоуправления в строительно-жилищном комплексе.

 

Тема 32. Межотраслевое государственное управление в Российской Федерации

 

«Успешное решение задач государственного управления в различных отраслях экономической, социально-политической и социально-культурной деятельности во многом зависит от организации и осуществления межотраслевого управления.

Межотраслевое государственное управление – это особый вид управленческой деятельности, который осуществляется органами наделенными полномочиями надведомственного характера по отношению к организационно неподчиненным объектам управления, содержанием которой является специализированная межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Сферы межотраслевого управления предопределяются задачами и функциями государства, потребностями развития отраслей управления, необходимостью направления имеющихся ресурсов на решение наиболее важных и перспективных социальных задач государства»[51].

К важным сферам межотраслевого управления следует отнести: планирование, программирование и прогнозирование в социально-экономической сфере; финансы; трудовые ресурсы; статистика; безопасность; сертификация и метрология, стандартизация и др.

К исполнительным органам межотраслевой компетенции относятся такие структуры:

Федеральная служба по труду и занятости; Федеральная антимонопольная служба; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Федеральная служба государственной статистики и др. Коротко расскажите о их компетенции, полномочиях и деятельности.

В финансово-кредитную систему РФ входят государственный бюджет, финансы отраслей экономики и социально-культурных отраслей, государственное страхование, привлечение вкладов населения, банковский кредит и др.

Финансовая деятельность заключается в сборе, использовании и распределении денежных средств, которые обеспечивают реализацию задач и функций российского государства, и регулируется финансовым и административным правом.

Финансовая деятельность – это особый вид государственной деятельности, так как ею занимаются органы государства всех ветвей госвласти – исполнительной законодательной и судебной в пределах своей компетенции.

В единую систему государственного управления финансами входят: Министерство финансов Российской Федерации, Министерства финансов субъектов Федерации, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге), автономной области, автономных округов и органы федерального казначейства.

Правительство Российской Федерации осуществляет разработку и представление на утверждение Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, Обеспечивает проведение в стране единой финансовой, денежной и кредитной политики.

Раскройте компетенцию и деятельность Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы (ФНС России) и Центрального банка России. Расскажите о полномочиях и направлениях работы Федеральной таможенной службы (ФТС России).