Дополнительная
Основная
Основные определения
Мистический - непосредственно исходящий от Бога, данный человеку в его непосредственном общении с Божеством.
Творческое меньшинство - ключевое понятие в исторической концепции А.Тойнби, относящееся к группе людей, определяющих своей интеллектуальной деятельностью характер, направление и темпы развития общества. По мнению А.Тойнби, в любом обществе творческое меньшинство не превышает 1-1.5% численности населения.
Нелинейность - особенность движения и развития, характеризующаяся процессами, состоящими из цепи неповторяющихся событий и поэтому не допускающих экстраполяции.
Диссипативность - качество системы, характеризующееся рассеянием энергии и распространением определенных качеств на всех ее уровнях.
Саморазвитие - способность системы развиваться и самоорганизовываться на основании своих внутренних потенций.
Человеческое развитие - такой тип общественного развития, при котором главным источником и целью развития является человек, его интеллектуальные физический, интеллектуальный и нравственный потенциал.
Правовой нигилизм - отрицание каких-либо норм права, пренебрежительно отношение к законам. Представление о праве как о искусственной, релятивистской и выгодной каким-то ограниченным кругам системе запретов и разрешений.
Литература
1. Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. М., 1991.
2. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. М., 1995.
3. Соловьев В.С. Русская идея // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989.
4. Федотов Г.П. Россия и свобода // Судьба и грехи России. В 2-х т. Т. 2. СПб., 1991. С. 276-303.
1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
2. Волгин О.С. Оправдание прогресса. Идея прогресса в русской религиозной философии. М., 2004.
3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998.
4. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.
5. Современная российская политика. Курс лекций под ред. В. Никонова. М., 2003.
6. Соловьев В.С. Три разговора // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988.
7. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Опыт русского либерализма: Антология. М., 1997.
[1] Определения даются по БСЭ.
[2] Библия. Первая книга Моисеева. Бытие. Глава 1. (26).
[3] http://nevskiy.orthodoxy.ru/Mirrors/www.lib.eparhia-saratov.ru/www.lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/ascetic/2.html – Хоружий С.С. Антропология православия.
[4] См. Гвардини Р. Конец нового времени (см. список обязательной литературы).
[5] Декарт Р. Начала философии. Избранные произведения. М., 1950. С. 428.
[6] Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, 1997. С. 190.
[7] Там же. С.192–194.
[8] Возможные ответы на вопрос о происхождении сознания соотносимы с вышеозначенными позициями. Их два: религиозная концепция и теория естественного происхождения сознания.
[9] Арбитр изящного, законодатель общественных вкусов (лат.)… // Шестов Л. Соч. в 2-х т. Т. 2. Примечания к т. 1 А.В. Ахутина и Э. Паткош. С. 439.
[10] Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей) // Шестов Л. Соч. в 2-х т. Т. 1. С. 142.
[11] Все примеры взяты из: Ларина Т.В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах. М., 2003. С. 37.
[12] Вайль П., Генис А. Страна слов // Новый мир. 1991, № 4. С. 250–251.
[13] Дракер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М., 1994. C. 362.
[14] Пример взят из книги: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. От истоков до наших дней. Т. 3. М., 1996. С. 51.
[15] Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. С. 95.
[16] Ленк Х. «Техника» // Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003. С. 988.
[17] Там же.
[18] Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 451.
[19] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998. С. 126.
[20] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. С. 124.
[21] Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984. 1253а.
[22] Кассирер Э. Что такое человек. Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 6.
[23] Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения в 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 7.
[24] Лейбниц Г. Монадология // Сочинения в 4 т. Т. 1. М., 1982. С. 418.
[25] Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 486.
[26] Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989, № 2. С. 161.
[27] Эрн В. Социализм и проблема свободы // Соч. М., 1991. С. 157.
[28] Кн. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. С. 208.
[29] Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. М., 1992. С. 196.
[30] Sapere aude - решись быть мудрым (лат.)
[31] Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение. Сочинения в 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 27.
[32] Гегель Г. Философия истории. Введение. М.; Л., 1935. С. 39.
[33] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 222.
[34] БердяевН.А. О рабстве и свободе человека // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 6.
[35] Гегель Г. Философия истории. Введение. М.; Л., 1935. С. 26.
[36] Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 646.
[37] Делиберативный - от анг. - неторопливо, осмотрительно, ответственно обдуманный шаг, поступок и пр.
[38] Гегель Г. Философия истории. Введение. М.; Л., 1935, С. 19.
[39] «Сократ: Значит, и во всем остальном дело обстоит таким же образом: сведущий человек способен делать то, что должно, надлежащим образом и в надлежащее время, а несведущий − нет? Друг: Да, так» // «О справедливости» (Платон. Диалоги. М., 1986. С. 364).
[40] «Сократ: Вопреки мнению большинства, нельзя и отвечать несправедливостью на несправедливость, раз уж ни в коем случае нельзя поступать несправедливо» // Платон. Сочинения. М., 1968. Т. 1. С. 123.
[41] «Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел своё и исполнял своё» // Платон. Сочинения. М., 1994. Т. 3. С. 206.
[42] «Справедливость и справедливое состоят в равенстве обязательств. …Если справедливое - это равное, то пропорционально равное также будет справедливым» // Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1983. С. 325.
[43] Там же. С. 327.
[44] Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 267.
[45] Все эти модели, кроме первой, присутствуют в анализе Джона Ролза. Почему он игнорирует существование первой модели - силовой - не совсем понятно. Может быть потому, что считает ее слишком примитивной.
[46] Платон. Сочинения. М., 1994. Т. 3. С. 93. На следующей странице это тезис Фразимаха звучит несколько иначе: «Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти».
[47] Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.
[48] Там же. С. 40.
[49] «Интуитивизм утверждает, что в наших суждениях о социальной справедливости мы должны рано или поздно прийти к множественности первых принципов, в отношении которых мы можем только сказать, что их правильно балансировать так, а не иначе» // Ролз Дж. Там же. С. 47.
[50] Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998. С. 10.
[51] Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984. 1253 а 25.
[52] Соловьев В.С. Смысл любви // Соч.: В 2 т. Т. 2. М.,1990. С. 545–546.
[53] Гегель Г. Афоризмы. Работы разных лет. Т. 2. М., 1971. С. 532.
[54] Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991. С. 53.
[55] Библия. Книга Екклесиаста. Глава 1. (4.5).
[56] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 12. С. 3.
[57] Панарин А.С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. М., 1999. С. 198.
[58] Соловьев В.С. Три силы // Философская публицистика. Т. 1. М., 1989. С. 28.
[59] Масуда Й. Компьютоутопия // Философская и социологическая мысль. 1993, № 6. С. 37.
[60] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 633.
[61] Там же.
[62] Там же. С. 634.
[63] Тоффлер Э. Футуршок. СПб., 1997. С. 32.
[64] Белл Д. Цит. соч. С. 641.
[65] Там же.
[66] Там же. С. 380.
[67] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, культура, общество. М., 2000. С. 174.
[68] Там же.
[69] Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 68.
[70] Как известно, Билл Гейтс, ныне владелец крупнейшей корпорации «Микрософт», начинал свою карьеру как обыкновенный программист.
[71] Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 385.
[72] Валлерстайн Й. Политические дилеммы на рубеже тысячелетий (из выступлений участников юбилейной конференции ИСПРАН) // Полис. 1996, № 4. С. 180.
[73] Белл Д. Указ. соч. С. 573.
[74] Там же. С. 573-583, 601-609.
[75] Кан Г., Браун У., Мартин Л. Следующие 200 лет // США - ЭПИ. 1995, № 6. С. 99.
[76] Белл Д. Указ. соч. С. 502–503.
[77] Там же. С. 481.
[78] Гегель Г. Философия истории. М.; Л., 1935. С. 9.
[79] Соловьев В.С. Русская идея // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 220.
[80] Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998. С. 13.
[81] См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002. С. 50.
[82] когнитивный - от англ. - познавательный.
[83] Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. 2. М., 1992. С. 148.
[84] Федотов Г.П. Свобода и Россия. В 2 т. Т. 2. СПб., 1992. С. 290.
[85] Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 714.