ЭПОХА РАННЕГО ЖЕЛЕЗА
ПЛЕМЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
Лекция 3*
Эпоха раннего железа | VIII – IV вв. до н.э. | Саки |
Эпоха позднего железа | III в. до н.э. – IV н.э. | Усуни, канглы, сарматы, гунны |
Первые племенные объединения на территории Казахстана – саки, которые населяли территорию Казахстана в VII – IV вв. до н.э. Это эпоха открытия и использования железа. Сведения о саках содержатся в письменных источниках, составленных по приказу персидских царей (представляют интерес), у Геродота, Страбона, Птолемея и в «Авесте». «По одежде и образу жизни они похожи на скифов», - писал о саках Геродот. В древних персидских источниках саков называли «могучие мужи», а в иранских источниках саки – «туры на быстрых конях». Саки говорили на восточно-иранских и протюркских языках, имели монголоидные черты.
Саки тиграхауды | Семиречье, Южный Казахстан | «носящие остроконечные шапки» |
Саки парадарайя | Северное Причерноморье, Приаралье | «заморские саки» |
Саки хаомаварга | По реке Муграб | Поклонялись богу Луны Хаома |
Саки массагеты | На востоке «по ту сторону Сырдарьи» | по Страбону хорошие наездники и пехотинцы |
Исседоны | в центре Сары-Арки Центральный Казахстан | |
Аргиппеи | на северо-западе Сары-Арки | по Геродоту были соседями сарматов |
Аримаспы | Восточный Казахстан | «стерегущие золото» |
Даи и геркане | у Каспийского моря |
Хозяйство: Существовало три вида скотоводства:
1. Кочевое скотоводство (Западный и Центральный Казахстан). Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд (в Западном и Южном Казахстане) - наиболее приспособленные для дальних кочевок.
2. Полукочевое скотоводство (Восточный Казахстан, Семиречье, районы Центрального и Западного Казахстана, подножие Тянь-Шаня и Алтайских гор).
3. Оседлое (юг Казахстана, Жетысу, долины Сырдарьи, Чу, Келеса). Здесь преобладало поливное земледелие, а в стаде было много крупного рогатого скота.
Скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, поля орошались с помощью каналов. Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля.
По мнению казахстанских археологов форма хозяйства саков определялась природными условиями, близостью к городским центрам и торговым путям и представляла оседло-кочевой образ жизни. Рост стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходит борьба за землю, начинаются войны. Побежденные племена вынуждены уходить в другие районы. Выделяются более сильные племена. Внутри союза племен происходит постоянно процесс хозяйственного, политического и культурного взаимодействия, духовного сближения, слияния языков.
Общественное устройство.Военная демократия. Сакское общество делилось на три группы: воины, жрецы, простые общинники. В эпоху саков в обществе происходят большие изменения. Обособляется патриархальная (отдельная) семья. Появляются небольшие группы курганов, в которых захоронены члены семейной общины. В VII- III вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы. Во главе этих союзов стоят верховные вожди. Их называют царями. Цари избираются советом вождей тех племен, которые входят в союз. Вождь избирался всеми членами племени. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки, следил, чтобы не было столкновений между родами и племенами, руководил объединенными войсками во время военных походов.
Посредником между небом и землей саки считали царя. По одежде и регалиям сакских захоронений видно, что саки отождествляли царя с солнечным божеством. В сакском обществе во главе союза стоял верховный вождь. Пастбища и кочевки в сакском обществе распределяли вожди племен. Женщины имели право воевать наравне с мужчинами. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Во время празднеств самый меткий стрелок по древней традиции получал право повелевать людьми. Пленных использовали в домашнем хозяйстве.
Культура.«Звериный стиль» в искусстве саков появился в VII в. до н.э., а исчез в начале нашей эры. Д. Эдинг называл сакский стиль «вышедшим из лесов и долин своей родины».
Изображение зверя по поверьям саков, помогало воину в битвах, делало его неуязвимым. На развитие искусства саков большое влияние оказало искусство Ахеменидского Ирана. В Семиречье у саков существовали «храмы огня». По Геродоту, саки чтут солнце, которому приносят в жертву коней.
Высокое развитие материальной культуры у саков проявилось в развитии ремесла и торговли.
Конь в мифологии саков связан с солнцем и огнем, а кабан – с громом.
Через сакскую степь пролегал «лазуритовый» участок Великого Шелкового пути. Лазурит, добываемый в Памире, вывозили в Иран и Месопотамию.
Археологические памятники:
Бесшатырские курганы и Иссыкские курганы. В 1969 г. в Иссыкском кургане в ходе раскопок был обнаружен «золотой человек» - юноша-воин, царь саков. Погребение датировано V веком до н.э. Он был воином, о чем говорит оружие, в том числе золотая стрела, жрецом (на голове надет островерхий колпак, рядом лежит зеркало), пастухом, о чем свидетельствует плеть. На его одежде найдено свыше 4 000 золотых изделий. По одежде и регалиям видно, что саки отождествляли его с солнечным божеством. У них Солнце было владыкой. Изображения на головном уборе имели символическое значение. «Золотые горы» и «деревья», нашитые по окружности шапки, представляют картину мира, подвластного солнечному владыке. Считалось, что вождь находится в центре вселенной и, как Солнце, обозревает ее со всех сторон. Но «золотой человек» еще и воин, защищающий этот мир, и жрец. Об этом говорят его оружие и регалии. Спереди шапку украшала эмблема - пара золотых крылатых коней с козлиными рогами, из их спин «вырастают четыре золотые стрелы». Эта эмблема - «царский знак», олицетворяющий власть вождя над миром: птица - небо, конь - земля, козел - подземный мир, четыре стрелы - четыре части света. В этом кургане найдена древнейшая в Казахстане надпись на серебряной чаше (26 знаков).
Могильник Бесшатыр в долине реки Или. Он состоит из многочисленных курганов, самый большой из которых достигает высоты пятиэтажного дома. В одном из курганов оказалась деревянная постройка из массивных стволов тянь-шаньских елей.