ЭПОХА РАННЕГО ЖЕЛЕЗА

ПЛЕМЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

Лекция 3*

 

Эпоха раннего железа VIII – IV вв. до н.э. Саки
Эпоха позднего железа III в. до н.э. – IV н.э. Усуни, канглы, сарматы, гунны

 

Первые племенные объединения на территории Казахстана – саки, которые населяли территорию Казахстана в VII – IV вв. до н.э. Это эпоха открытия и использования железа. Сведения о саках содержатся в письменных источниках, составленных по приказу персидских царей (представляют интерес), у Геродота, Страбона, Птолемея и в «Авесте». «По одежде и образу жизни они похожи на скифов», - писал о саках Геродот. В древних персидских источниках саков называли «могучие мужи», а в иранских источниках саки – «туры на быстрых конях». Саки говорили на вос­точно-иранских и протюркских языках, имели монголоид­ные черты.

 

Саки тиграхауды   Семиречье, Южный Казахстан «носящие остроконечные шапки»
Саки парадарайя Северное Причерноморье, Приаралье «заморские саки»
Саки хаомаварга По реке Муграб Поклонялись богу Луны Хаома
Саки массагеты На востоке «по ту сторону Сырдарьи» по Страбону хорошие наездники и пехотинцы
Исседоны в центре Сары-Арки Центральный Казахстан  
Аргиппеи на северо-западе Сары-Арки по Геродоту были соседями сарматов
Аримаспы Восточный Казахстан «стерегущие золото»
Даи и геркане у Каспийского моря

 

Хозяйство: Существовало три вида скотоводства:

1. Кочевое скотоводство (Западный и Центральный Казахстан). Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд (в Западном и Южном Казахстане) - наиболее приспособленные для дальних кочевок.

2. Полукочевое скотоводство (Восточный Казах­стан, Семиречье, районы Центрального и Западного Казахстана, подножие Тянь-Шаня и Алтайских гор).

3. Оседлое (юг Казахстана, Жетысу, долины Сырдарьи, Чу, Келеса). Здесь преобладало поливное земле­делие, а в стаде было много крупного рогатого скота.

Скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, поля орошались с помощью каналов. Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ре­месла и торговля.

По мнению казахстанских археологов форма хозяйства саков определялась природными условиями, близостью к городским центрам и торговым путям и представляла оседло-кочевой образ жизни. Рост стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходит борьба за землю, начинаются войны. Побежденные племена вынуждены уходить в дру­гие районы. Выделяются более сильные племена. Внутри союза племен происходит постоянно процесс хозяйст­венного, политического и культурного взаимодействия, духовного сближения, слияния языков.

 

Общественное устройство.Военная демократия. Сакское общество делилось на три группы: воины, жрецы, простые общинники. В эпоху саков в обществе происходят большие изменения. Обособляется патриархальная (отдельная) семья. Появляются небольшие группы курганов, в которых захоронены члены семейной общины. В VII- III вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы. Во главе этих союзов стоят верховные вожди. Их называют царями. Цари избираются советом вождей тех племен, которые входят в союз. Вождь избирался всеми членами племени. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки, следил, чтобы не было столкновений между родами и племенами, руководил объединенными войсками во время военных походов.

Посредником между небом и землей саки считали царя. По одежде и регалиям сакских захоронений видно, что саки отождествляли царя с солнечным божеством. В сакском обществе во главе союза стоял верховный вождь. Пастбища и кочевки в сакском обществе распределяли вожди племен. Женщины имели право воевать наравне с мужчинами. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Во время празднеств самый меткий стрелок по древней тради­ции получал право повелевать людьми. Пленных использовали в домашнем хозяйстве.

Культура.«Звериный стиль» в искусстве саков появился в VII в. до н.э., а исчез в начале нашей эры. Д. Эдинг называл сакский стиль «вышедшим из лесов и долин своей родины».

Изображение зверя по поверьям саков, помогало воину в битвах, делало его неуязвимым. На развитие искусства саков большое влияние оказало искусство Ахеменидского Ирана. В Семиречье у саков существовали «храмы огня». По Геродоту, саки чтут солнце, которому приносят в жертву коней.

Высокое развитие материальной культуры у саков проявилось в развитии ремесла и торговли.

Конь в мифологии саков связан с солнцем и огнем, а кабан – с громом.

Через сакскую степь пролегал «лазуритовый» участок Великого Шелкового пути. Лазурит, добываемый в Памире, вывозили в Иран и Месопотамию.

Археологические памятники:

Бесшатырские курганы и Иссыкские курганы. В 1969 г. в Иссыкском кургане в ходе раскопок был обнаружен «зо­лотой человек» - юноша-воин, царь саков. Погребение датировано V ве­ком до н.э. Он был воином, о чем говорит оружие, в том числе золотая стрела, жрецом (на голове надет островерхий колпак, рядом лежит зер­кало), пастухом, о чем свидетельствует плеть. На его одежде найдено свыше 4 000 золотых изделий. По одежде и регалиям видно, что саки отождествляли его с солнечным божеством. У них Солнце было владыкой. Изо­бражения на головном уборе имели символическое значе­ние. «Золотые горы» и «деревья», нашитые по окружности шапки, представляют картину мира, подвластного солнеч­ному владыке. Считалось, что вождь находится в центре вселенной и, как Солнце, обозревает ее со всех сторон. Но «золотой человек» еще и воин, защищающий этот мир, и жрец. Об этом говорят его оружие и регалии. Спереди шапку украшала эмблема - пара золотых крылатых коней с козлиными рогами, из их спин «выра­стают четыре золотые стрелы». Эта эмблема - «царский знак», олицетворяющий власть вождя над миром: птица - ­небо, конь - земля, козел - подземный мир, четыре стре­лы - четыре части света. В этом кургане найдена древнейшая в Казахстане надпись на серебряной чаше (26 знаков).

Могильник Бесшатыр в долине реки Или. Он со­стоит из многочисленных курганов, самый большой из ко­торых достигает высоты пятиэтажного дома. В одном из курганов оказалась деревянная постройка из массивных стволов тянь-шаньских елей.