Органы управления РСЧС.

Координирующими органами являются:

 

- на федеральном уровне — Меж­ведомственная и ведомственная комиссии по преду­преждению и ликвидации ЧС;

- на ре­гиональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации по­следствий стихийных бедствий;

- на территориальном, местном и объектовом уровне — комиссии по ЧС (КЧС).

 

Координирующие органы организуют, контроли­руют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреж­дению и ликвидации ЧС на подведомственных им тер­риториях и объектах.

Органами постоянного управления по делам граж­данской обороны и ЧС (ОУГОЧС) являются:

- на феде­ральном уровне — Министерство по делам ГОЧС;

- на региональном уровне — региональные центры (РЦ);

- на территориальном и местном уровнях — ко­митеты, главные управления, управления, отделы, со­здаваемые при органах исполнительной власти и ор­ганах местного самоуправления, Органы управления по делам ГОЧС;

- на объектовом уровне — отделы (секторы или специально назначенные лица) по де­лам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.

 

Органами повседневного управления являются:

 

- цен­тры управления в кризисных ситуациях;

- оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС;

- дежурно-диспетчерские службы органов исполни­тельной власти (ДДС).

В системе управления РСЧС предусмотрено созда­ние стационарных (в мирное время – повседневных; в военное время – запасных) и подвиж­ных пунктов управления (воздушных и мобильных).

Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются не­штатные органы управления: оперативные штабы (группы) — ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них представителей ФСБ, МВД и других служб.

 

2.1.3 Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС:

· службы (учреждения) и организа­ции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоя­нием природной среды и обстановкой на потенциаль­но опасных объектах;

· формирования Госсанэпиднад­зора России;

· ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

· геофизическая служба РАН;

· оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России;

· учреждения и агентства по мониторингу ЧС;

· учреждения сети наблюдения и лабораторного кон­троля ЧС.

Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения посто­янной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:

 

1) части и подразделения МЧС:

- поисково-спасательная служба (ПСС), включаю­щая Центральный аэромобильный отряд («Центро-спас»), Центр по проведению спасательных работ особого риска «Лидер», региональные и территори­альные спасательные службы;

- противопожарные части и подразделения;

- войска ГО, состоящие из отдельных спасательных бригад, полков и батальонов;

2) специально подготовленные инженерные и хими­ческие части и подразделения Минобороны (МО) России;

3) сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО России;

4) бригады экстренного реагирования и специализи­рованной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф;

5) профессиональные спасательные отряды и различ­ные формирования Минатома и других профиль­ных министерств и ведомств.

Кроме сил постоянной готовности различной степе­ни к ликвидации ЧС привлекаются нештатные аварий­но-спасательные формирования общего назначения и специальных служб министерств, ведомств, организа­ций, отдельных объектов на различных уровнях РСЧС.

Формирования общего назначения подразделяют­ся на:

 

- сводные отряды (команды, группы) - предназначены для проведения как аварийных, так и спаса­тельных работ;

- спасательные формирования - выпол­няют в основном спасательные работы.

 

Формирования служб (группы, звенья) могут со­здаваться для наблюдения за экологической обстанов­кой, а также проведения противопожарных, медицин­ских мероприятий, охраны общественного порядка и т. д.

 

2.1.4 Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает:

 

· центр управления в кри­зисных ситуациях МЧС;

· информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

· инфор­мационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС

субъектов Российской Фе­дерации;

· абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС;

· информационные центры организаций; средства связи и передачи дан­ных.

 

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС предусмотрено три режима функционирования РСЧС,вводимых решением соответствующих орнанов исполнительной власти в пределах конкретной территории:

I. Режим повседневной деятельности: функционирование системы при нормальной,

производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической

(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при

отсутствии эпидемий, эпизодий и эмпифитомий, ведения долгосрочных работ по

ликвидации последствий катастроф, стихийных и иных бедствий.

II. Режим повышенной готовности:функционирование системы при ухудшении

производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической

(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при

получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

III. Чрезвычайный режим:функционирование системы при возникновении и ликвидации

ЧС.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ:

С целью закрепления изученного материала и самоконтроля степени его усвоения необходимо выполнить следующие устные контрольные задания и ответить на следующие вопросы:

 

1) Для чего предназначена РСЧС?

2) Что представляет из себя структура РСЧС?

3) Какие уровни и подсистемы входят в РЧС?.

4) Перечислите основные задачи РСЧС.

5) Дайте краткую характеристику и назначение органов управления РСЧС.

6) Какими основными силами и средствами располагает РСЧС?

7) Что включает в себя информационно-управляющая система РСЧС?

8) Сколько предусмотрено нормативных режимов функционирования РСЧС?

 

Литературапо теме «Единая российская государственная система предупреждения и

ликвидации ЧС (РСЧС)»:

1. Безопасность жизнедеятельности:Словарь-справочник: около 6000 слов /

Л.Н.Горбунова, А.А.Калинин, В.Я.Кондрасенко и др.; Под общ. ред. О.Н.Русака,

К.Д.Никитина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. – 799 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Под общ. ред. С.В.Белова. – М.: Высш

шк, 1999

3. Безопасность жизнедеятельности : Учебное пособие для студентов педвузов. / Сост.

И.А. Кувшинова. – Магнитогорск : МаГУ, 2005. – 175 с.

4. Безопасность деятельности: Энциклопедический словарь / Под ред. засл. деят. науки и

техники РФ, д-ра техн. Наук, проф. О.Н.Русака. – СПб.: Информационно-издательское

агентство «ЛИК», 2003. – 504 с.

5. Емельянов В. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций: Методические рекомендации по проведению занятия//Основы безопасности

жизнедеятельности, 1999. - № 3. – С.67-70.

6. Постановление Правительства РФ«О мерах подго­товки населения в области защиты

от чрезвычай­ных ситуаций» № 738 от 24 мая 1995 г.

7. Постановление Правительства РФ«О единой государственной системе предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5 ноября 1995 г.

8. Положение«О подго­товке населения в области защиты от чрезвычай­ных ситуаций

природного и техногенного характера» (Утверждено Постановлением Правительства

РФ № 547 от 4 сентября 2003 г.)

9. Постановление Правительства РФ«О подго­товке населения в области защиты от

чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» № 547 от 04.09.2003 г.

10. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций / Под ред. В А. Воробьева.

МЧС РФ. М., 2002.

11. Указ Президента Российской Федерации «Осно­вы единой государственной политики в

области гражданской обороны на период до 2010 г.». М., 2003 г.

12. Федеральные законы Российской Федерации:

· «О безопасности» от 5 марта 1992 г. « 2446-1;

· «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного

· и техногенного характера», 1994 год..

· «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ;

· «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ;

· Федеральный Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.98.

· «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ с изменениями от 07.08.2000 г.,

21.11.2002 г., 30.06. 2003 г., 07.03. 2005 г.