Правовой режим земель природоохранного назначения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции от 23 мая 2000 г. заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы являются самостоятельными категориями особо охраняемыми природных территорий. Под особо охраняемыми природными территориями понимается часть территории Республики Беларусь с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное и (или) эстетическое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.

Не относятся к землям природоохранного назначения:

- земельные участки, на которых расположены памятники природы;

- земельные участки, на которых созданы заказники местного значения, поскольку при их создании не осуществляется изъятие земельных участков у землепользователей.

Режим охраны и использования заповедника, национального парка и заказника устанавливается положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке. Использование земель природоохранного назначения осуществляется в соответствии с условиями предоставления с учетом установленного охранного режима данных территорий.

Земли природоохранного назначения находятся в государственной собственности и предоставляются на праве постоянного пользования государственным природоохранным учреждениям, созданным для управления особо охраняемыми природными территориями (заповедниками, национальными парками, заказниками), либо государственным юридическим лицам, в управление которых переданы заказники. В отдельных случаях земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, не изымаются у лиц, которым они предоставлены на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования, аренды, субаренды. В этих случаях землепользователи продолжают использовать земельные участки для целей, в которых они предоставлены, но обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования этих территорий.

Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий учитывается при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.

Размещение и реконструкция объектов строительства в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляются по проектам, согласованным с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством архитектуры и строительства и другими государственными органами.

В целях охраны природных комплексов от неблагоприятного антропогенного воздействия на территориях, прилегающих к землям природоохранного назначения могут устанавливаться охранные зоны, в состав которых могут входить земли любых категорий. Для предотвращения нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности может также осуществляться резервирование территорий, которые планируется объявить заповедниками, национальными парками, заказниками республиканского значения. Земельные участки в границах охранных зон и зарезервированных территорий не изымаются у землепользователей и используются по целевому назначению с соблюдением установленных ограничений в отношении хозяйственной деятельности и природопользования.

Специфика государственного управления землями природоохранного назначения обусловлена тесной связью с управлением особо охраняемыми природными территориями. В соответствии с установленным режимом охраны и использования заповедников и национальных парков, а в отдельных случаях – и заказников разрабатываются планы управления ими. Указанные планы утверждаются государственными органами, иными государственными организациями, в управление которых переданы особо охраняемые природные территории, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.